Московский государственный университет печати

М.Д. Акатьева, И.Л. Мальшакова


         

ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Учебное пособие


М.Д. Акатьева, И.Л. Мальшакова
ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1.

Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

2.

Глава 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ЕГО МЕСТО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1.

Хозяйственный учет, его виды и роль в системе управления

2.2.

Цели, задачи и функции бухгалтерского учета

2.3.

Пользователи бухгалтерской информации в рыночной экономике

2.4.

Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

2.5.

Принципы бухгалтерского учета

3.

Глава 3. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

3.1.

Предмет бухгалтерского учета и объекты бухгалтерского наблюдения

3.2.

Метод бухгалтерского учета

4.

Глава 4. БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ

4.1.

Понятие актива. Различные подходы к трактовке пассива

4.2.

Принцип двойственности

4.3.

Сущность, строение и назначение бухгалтерского баланса

4.4.

Классификация бухгалтерских балансов

4.5.

Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс

5.

Глава 5. БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

5.1.

Счета бухгалтерского учета и их строение

5.2.

Сущность двойной записи

5.3.

План счетов бухгалтерского учета

5.4.

Правила составления бухгалтерских проводок. Простые и сложные бухгалтерские проводки

5.5.

Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь

5.6.

Обобщение данных синтетического и аналитического учета

5.7.

Классификация бухгалтерских счетов

6.

Глава 6. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

6.1.

Документирование как элемент метода бухгалтерского учета. Первичный учет

6.2.

Форма и реквизиты первичных документов. Исправления в первичных учетных документах

6.3.

Классификация документов

6.4.

Организация документооборота

6.5.

Документы на машинных носителях

6.6.

Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов

7.

Глава 7. ОЦЕНКА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ

7.1.

Оценка как элемент метода бухгалтерского учета. Требования, предъявляемые к оценке

7.2.

Виды оценок

7.3.

Калькулирование как элемент метода бухгалтерского учета. Виды калькуляций. Калькулирование себестоимости продукции

8.

Глава 8. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

8.1.

Понятие инвентаризации, ее цели и задачи

8.2.

Виды инвентаризаций

8.3.

Порядок проведения инвентаризации

8.4.

Документальное оформление инвентаризации

9.

Глава 9. УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ, ФОРМЫ И ТЕХНИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

9.1.

Понятие учетных регистров, их виды и роль в бухгалтерском учете

9.2.

Методы исправления записей в учетных регистрах

9.3.

Классическая процедура бухгалтерского учета

9.4.

Формы бухгалтерского учета

10.

Глава 10. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

10.1.

Понятие и виды бухгалтерской отчетности

10.2.

Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

10.3.

Пользователи бухгалтерской отчетности

10.4.

Сроки представления бухгалтерской отчетности. Публичность бухгалтерской отчетности

11.

Глава 11. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

11.1.

Понятие учетной политики. Требования и допущения к учетной политике

11.2.

Порядок формирования и основные положения учетной политики

11.3.

Учетная политика для целей налогообложения

12.

Глава 12. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

12.1.

Основы организации бухгалтерского учета

12.2.

Общие положения о бухгалтерской службе организации

12.3.

Система внутреннего контроля в организации

13.

Глава 13. БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРОФЕССИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

13.1.

Бухгалтерская профессия в современных условиях

13.2.

Международные аспекты подготовки профессиональных бухгалтеров

13.3.

Профессиональная этика бухгалтера

14.

Глава 14. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ УЧЕТА

14.1.

Понятие и классификация учетных стандартов

14.2.

Концепции бухгалтерского учета. Взаимосвязь международных и национальных стандартов учета

14.3.

Международные бухгалтерские организации

14.4.

Гармонизация финансовой отчетности

14.5.

Современный российский бухгалтерский учет

15.

Список литературы

16.

Приложение 1

17.

Приложение 2

18.

Приложение 3

19.

Приложение 4

20.

Приложение 5

Указатели
30   указатель иллюстраций

Внутренние нормативные документы определяют особенность ведения учета в организации. На основе федеральных законодательных актов, положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, с учетом методических рекомендаций, указаний и инструкций организации самостоятельно разрабатывают внутренние нормативные документы, отражающие их учетную политику. Самостоятельность в выборе учетной политики - обязательное условие экономической свободы организаций всех форм собственности. В условиях рыночных отношений главным бухгалтерам приходится принимать самостоятельные решения в части организации учета с целью защиты интересов организации через механизм создания учетной политики.

В бухгалтерском учете учетной политике посвящено отдельное Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1 /98), утвержденное приказом Минфина России от 09 декабря 1998г.№60н.

Учетная политика - совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая хозяйствующим субъектом, исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности.

В ПБУ «Учетная политика организации» установлено правило, в соответствии с которым, если законодательство по бухгалтерскому учету допускает различные способы учета тех или иных операций, при формировании учетной политики организация вправе избрать любой из предусмотренных способов (п. 8).

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из ПБУ «Учетная политика организации» и иных положений по бухгалтерскому учету. Согласно ст. 5 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации формируют учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

ПБУ «Учетная политика организации» предъявляет определенные требования к учетной политике:

  • полноты отражения в бухучете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременности отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большей готовности предприятия к отражению в учете и финансовой отчетности возможных убытков или обязательств, чем прибылей или активов (требование осмотрительности);
  • отражения в бухучете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональности ведение бухучета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

Учетная политика формируется на основании следующих основных допущений.

  1. Имущественная обособленность организации, т.е. имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации (допущение имущественной обособленности).
  2. Последовательность применения учетной политики - выбранная учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому. Однако при внесении кардинальных изменений в нормативные акты по бухучету учетная политика может быть изменена или дополнена (допущение последовательности применения учетной политики).
  3. Непрерывность деятельности организации, т.е. у организации отсутствуют намерения и необходимость ликвидации, и она будет продолжать свою деятельность. Данное допущение заимствовано из требований, заложенных в международном стандарте финансовой отчетности МСФО 1 (допущение непрерывности деятельности).
  4. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от момента их оплаты и времени поступления (допущение временной определенности).

Способы ведения бухучета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

Учетная политика организации формируется ее главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

Принятая организацией учетная политика должна соблюдаться в течение года.

Изменение учетной политики может производиться в случае:

  • изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухучету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухучета;
  • существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственника, изменением видов деятельности.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением). Изменение должно вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим документом.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении, указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность данные скорректированы.

При этом не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Таким образом, организация вправе закрепить тот или иной метод учета при возникновении нового факта деятельности, это не будет изменением учетной политики, соответственно, информировать о таких изменениях при представлении промежуточной отчетности необходимости нет.

В составе учетной политики можно выделить два основных направления: организационное и методологическое.

К организационным положениям относятся:

  • рабочий план счетов бухучета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухучета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены формы первичных учетных документов, а также формы для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • организация бухгалтерской службы;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Рабочий план счетов, оригинальные формы первичных документов, формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности и положение об инвентаризации активов и обязательств организации представляют в виде приложений к учетной политике.

Организация бухгалтерской службы, как правило, включает:

  • права и обязанности главного бухгалтера;
  • порядок взаимодействия бухгалтерии с другими подразделениями организации;
  • организационная структура, состав и подчиненность работников и учетных подразделений.

В методологической части учетной политики отражается выбор организацией совокупности методов бухгалтерского учета, направленной на оптимизацию как самих учетных работ, так и в перспективе финансовых результатов деятельности.

Основными элементами методики бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта являются:

  • способы амортизации основных средств, нематериальных активов и иных активов;
  • способы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции, ценных бумаг, финансовых вложений;
  • порядок учета и распределения косвенных расходов;
  • способы списания управленческих расходов, расходов на продажу, расходов будущих периодов;
  • выбор или отказ от создания различных резервов;
  • другие приемы и способы, отражающие специфику деятельности организации.

Таким образом, при формировании учетной плотики организация должна раскрывать способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухучета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

Как уже отмечалось, принятая организацией учетная политика должна быть оформлена в виде соответствующей организационно-распорядительной документации - приказа - состоящего фактически из двух частей: учетной политики для целей бухгалтерского учета и учетной политики для целей налогообложения.

Таким образом, создаются два самостоятельных, но связанных между собой по смыслу, раздела. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 11) учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Понятие учетной политики для целей налогообложения базируется на ряде законодательных налоговых документов. П. 1 ст. 16 7 гл 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ установил:

  • принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации;
  • учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации;
  • учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации;
  • учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода;
  • учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

Ст. 313 гл. 25 «Налога на прибыль организаций» HK РФ определяет, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.

Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении используемых методов учета применяется с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

В процессе формирования учетной политики должны быть установлены и обоснованы организационно-технические и методические аспекты налогового учета:

  • порядок организации налогового учета;
  • принципы и порядок налогового учета видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком;
  • формы аналитических регистров налогового учета;
  • технология обработки учетной информации;
  • способы ведения налогового учета;
  • другие аспекты, необходимые для ведения налогового учета.

Если учетные налоговые регистры самостоятельно разработаны и утверждены организацией, то их бланки представляют в приложениях к налоговой учетной политике.

Таким образом, понятие «учетная политика» установлено как законодательными документами в области бухгалтерского учета, так и законодательными документами в области налогообложения, соответственно учетная политика должна включать два этих направления. Совершенно не принципиальным вопросом является разработка двух учетных политик, каждая из которых несет в себе отдельные направления: бухгалтерского учета и налогообложения, или совмещение двух этих направлений в одной учетной политике. Каждая организация выбирает для себя свой приемлемый метод.

При разработке учетной политики необходимо решить следующие задачи:

  1. Сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия.
  2. Создать оптимальную систему налогового учета.
  3. Предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству РФ.
  4. Создать систему организации бухгалтерской службы и бухгалтерского дела в целом, которые способствовали бы своевременному и четкому документообороту и учету информации.

Учетная политика, отвечающая всем вышеперечисленным задачам, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить в налоговый орган. При разработке учетной политики необходимо также учитывать специфику деятельности организации.

© Центр дистанционного образования МГУП