Московский государственный университет печати

Куликов Г.Б.


         

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебник


Куликов Г.Б.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

Введение

1.

Глава 1. ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ

1.1.

Классификация основных форм деятельности человека

1.2.

Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания

1.2.1.

Опасные и вредные производственные факторы

1.2.2.

Факторы, формирующие условия труда

1.2.3.

Тяжесть и напряженность труда

1.3.

Системы восприятия и компенсации организма человека

1.3.1.

Зрительный анализатор

1.3.2.

Слуховой анализатор

1.3.3.

Кожный анализатор

1.3.4.

КинестезическийКинестезический (от греч. kinesis - движение + aisthesis - чувство). (двигательный) анализатор

1.3.5.

Обонятельный анализатор

1.3.6.

Вкусовой анализатор

2.

Глава 2. ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.

Основные законодательные акты и нормативные документы

2.2.

Охрана труда женщин

2.3.

Охрана труда молодежи

2.4.

Надзор и контроль над соблюдением законодательства о труде и о безопасности труда

2.5.

Ответственность за нарушение законодательства о труде и о безопасности труда

2.6.

Нормативно-техническая документация

2.7.

Стандартизация в области безопасности труда

2.8.

Техническое регулирование

2.9.

Расследование и учет несчастных случаев

2.10.

Анализ производственного травматизма

2.11.

Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности на производстве

3.

Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1.

Факторы безопасности труда

3.1.1.

Психофизиологические факторы безопасности труда

3.1.2.

Производственные факторы

3.1.3.

Система безопасности труда

3.2.

Психологические причины возникновения опасных ситуаций

3.2.1.

Влияние индивидуальных качеств человека

3.2.2.

Поведение человека в аварийных ситуациях

3.2.3.

Особенности групповой психологии

3.3.

Организация безопасной деятельности

3.3.1.

Создание психологического настроя на безопасность

3.3.2.

Обучение безопасной деятельности

3.3.3.

Использование правил по технике безопасности

3.4.

Профессиональный отбор

4.

Глава 4. ВЕНТИЛЯЦИЯ, ОТОПЛЕНИЕ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА

4.1.

Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений

4.2.

Основные вредные вещества, применяемые в промышленности, и характер их воздействия на организм человека

4.3.

Назначение систем вентиляции отопления и кондиционирования

4.4.

Классификация систем вентиляции

4.5.

Общеобменная механическая вентиляция

4.6.

Кондиционирование воздуха

4.7.

Очистка загрязненного вентиляционного воздуха

4.8.

Средства защиты от вредных веществ

4.9.

Основные требования к системам вентиляции

4.10.

Системы отопления

5.

Глава 5. ОСНОВЫ ОСВЕЩЕНИЯ

5.1.

Основные светотехнические величины и единицы

5.2.

Классификация видов и систем производственного освещения

5.3.

Основные требования к производственному освещению

5.4.

Электрические источники света

5.5.

Светильники

5.6.

Нормирование искусственного освещения

5.7.

Нормирование естественного освещения

5.8.

Проектирование искусственного освещения

5.9.

Средства индивидуальной защиты органов зрения

6.

Глава 6. ЗАЩИТА ОТ ШУМА И ВИБРАЦИИ

6.1.

Физические характеристики шума

6.2.

Действие шума и вибрации на организм человека

6.3.

Нормирование шума и вибрации

6.4.

Устранение или уменьшение шума в источниках его образования

6.5.

Снижение шума методом звукоизоляции

6.6.

Снижение шума методом звукопоглощения

6.7.

Общие способы борьбы с вибрацией

6.8.

Защита от инфра- и ультразвука

6.9.

Средства индивидуальной защиты от шума и вибрации

7.

Глава 7. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ

7.1.

Действие электрического тока на организм человека

7.2.

Факторы, влияющие на степень поражения электрическим током

7.3.

Условия поражения человека электрическим током

7.4.

Критерии электробезопасности (нормирование)

7.5.

Классификация электроустановок, электрических сетей и помещений по степени опасности поражения человека электрическим током

7.6.

Технические меры электробезопасности при эксплуатации электроустановок

7.7.

Организационные меры по безопасной эксплуатации электроустановок

7.8.

Средства электрозащиты

7.9.

Статические электрические и электромагнитные поля

7.9.1.

Электростатические заряды

7.9.2.

Защита от электростатических зарядов

7.9.3.

Электромагнитные поля

7.9.4.

Защита от воздействия электромагнитных полей

7.10.

Защита от лазерного излучения

7.11.

Ультрафиолетовое излучение

8.

Глава 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СОСУДОВ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ДАВЛЕНИЕМ, И ГАЗОВОГО ХОЗЯЙСТВА

8.1.

Эксплуатация баллонов со сжатыми, сжиженными и растворенными газами

8.2.

Эксплуатация компрессорных установок

8.3.

Обеспечение безопасности газового хозяйства

8.4.

Эксплуатация паровых и водогрейных котлов

9.

Глава 9. УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТЯЖЕСТЕЙ

9.1.

Общие сведения

9.2.

Перемещение грузов вручную

9.3.

Безрельсовый транспорт и транспорт непрерывного действия

9.4.

Пневматический транспорт

9.5.

Безопасная эксплуатация грузоподъемных машин и механизмов

10.

Глава 10. БЕЗОПАСНОСТЬ В ОТРАСЛИ

10.1.

Классификация травмирующих и вредных факторов

10.2.

Общие требования к безопасности технических систем и технологических процессов

10.3.

Краткая характеристика условий труда в полиграфии

10.4.

Виды и причины производственного травматизма

10.5.

Виды и причины профессиональных заболеваний

10.6.

Организация работ по безопасности труда на предприятии

10.7.

Обучение работающих безопасности труда

10.8.

Регулирование и контроль риска

10.9.

Технические средства безопасности в полиграфическом оборудовании

10.9.1.

Ограждения

10.9.2.

Предохранительные устройства

10.9.3.

Специальные устройства

10.10.

Средства индивидуальной защиты

10.11.

Безопасность автоматизированного и роботизированного производства

10.12.

Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию полиграфических предприятий

10.12.1.

Основные требования, предъявляемые к производственным помещениям

10.12.2.

Вспомогательные помещения

10.12.3.

Цветовое решение интерьера производственных помещений

11.

Глава 11. ПPОЕКТИPОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ЭРГОНОМИКИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

11.1.

Эргономика и инженерная психология

11.2.

Эргономический анализ рабочего места

11.2.1.

Требования, предъявляемые к оператору

11.2.2.

Анализ взаимодействия человека и машины

11.2.3.

Анализ взаимодействия человека и рабочего пространства

11.2.4.

Анализ взаимодействия человека и окружающей среды

11.2.5.

Анализ аварийных ситуаций

11.3.

Проектирование систем отображения информации

11.3.1.

Классификация средств отображения информации

11.3.2.

Общие принципы проектирования средств отображения информации

11.4.

Проектирование органов управления

11.4.1.

Основные эргономические требования к органам управления

11.4.2.

Выбор органов управления

11.5.

Организация рабочих мест

12.

Глава 12. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

12.1.

Горение различных веществ и материалов

12.1.1.

Общие сведения о процессе горения

12.1.2.

Разновидности горения

12.1.3.

Показатели пожарной опасности веществ и материалов

12.2.

Организация борьбы с пожарами

12.3.

Краткая характеристика пожарной опасности полиграфического производства

12.4.

Классификация основных мер пожарной безопасности

12.5.

Категории производств по взрывопожарной и пожарной опасности

12.6.

Пожарная безопасность зданий и сооружений

12.6.1.

Горючесть и огнестойкость строительных материалов и конструкций

12.6.2.

Огнестойкость зданий и сооружений

12.6.3.

Требования пожарной безопасности к генеральному плану предприятия

12.6.4.

Обеспечение пожарной безопасности на складах

12.6.5.

Требования пожарной безопасности при устройстве систем отопления, вентиляции и электроустановок

12.6.6.

Молниезащита

12.7.

Средства и техника тушения пожаров

12.7.1.

Тушение огня водой

12.7.2.

Тушение пеной

12.7.3.

Тушение огня углекислым газом

12.7.4.

Тушение огня галоидированными углеводородами

12.7.5.

Тушение огня порошковыми составами

12.8.

Пожарная связь и сигнализация

13.

Глава 13. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

13.1.

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

13.2.

Остановка кровотечения

13.3.

Наиболее распространенные виды травм и оказание первой помощи

14.

Словарь терминов

15.

Приложение 1

16.

Приложение 2

17.

Приложение 3

18.

Приложение 4

19.

Приложение 5

20.

Приложение 6

21.

Приложение 7

22.

Приложение 8

23.

Приложение 9

Указатели
42   указатель иллюстраций

Психология безопасности - наука, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и пути использования психологии для повышения его безопасности.

Объектом исследования психологии безопасности являются различные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью.

Предметом исследований данной области являются:

  • психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на ее безопасность;
  • психические состояния человека, сказывающиеся на безопасности деятельности.

Психология безопасности является важным компонентом системы мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами.

Основным общепризнанным методом обеспечения безопасной деятельности является использование системы техники безопасности. Она призвана решать две основные задачи: способствовать созданию машин и инструментов, при работе с которыми исключена опасность для человека, и разрабатывать специальные средства защиты, охраняющие человека от опасности в процессе труда. Попутно уделяется внимание обучению людей безопасным приемам работы и использованию средств защиты, а также общим вопросам организации условий для безопасной работы.

Однако, по опыту, главным виновником несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работник, который по тем или иным причинам не соблюдал правила техники безопасности: нарушал нормальное течение трудового процесса, не использовал предусмотренные средства защиты и т.д. По данным различных источников от 60 до 90% несчастных случаев на производстве происходит по вине пострадавшего.

Возникает вопрос: почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самозащиты и самосохранения, столь часто становятся виновниками своих травм? Ведь психически нормальный человек никогда без повода не будет стремиться к травме. Такие случаи происходят либо по независящим от человека причинам, либо когда его побуждают к нарушению правил определенные обстоятельства. Очевидно, чтобы предупредить появление подобных происшествий, нужно, прежде всего, выявить эти побудители и, по возможности, уменьшить их воздействие.

Изучение закономерностей развития человечества показывает, что обстоятельства, способствующие росту числа несчастных случаев возникают по вполне объективным причинам.

Первая причина - с развитием техники опасность растет быстрее, чем человеческое противодействие ей. Это видно из анализа эволюции человека. Внешний вид и физические возможности человека за последние 20-30 тысячелетий практически не изменились, так как развитие шло главным образом в сфере психики, благодаря которой он создавал и совершенствовал орудия труда.

Более того, некоторые его физические качества, вероятно, даже ухудшились: понизилась острота зрения и слуха, не стало былой силы, выносливости. Но, несмотря на это, человек за прошедший период прошел путь от каменного топора до полета в космос.

С развитием орудий труда расширился диапазон воздействия человека на окружающий мир. Очевидно, расширился и круг ответных реакций внешнего мира на человека в процессе труда. Все это привело к тому, что по своим физическим возможностям современный человек существенно отстает от уровня возросшей опасности. И, несмотря на создание новой, более безопасной техники и современных средств защиты, опасность растет быстрее, чем совершенствуются ответные реакции человека.

Вторая причина - рост цены ошибки. Когда первобытный человек допускал ошибку в процессе трудовой деятельности, расплата за нее была не столь велика; он мог поцарапать себе тело колючим растением, уронить на ногу камень, упасть с дерева и т.д. Ошибки же современного человека обходятся ему гораздо дороже: теперь люди гибнут от высокого напряжения, падают с высоты многоэтажных домов, попадают в аварии на транспорте и пр.

Третья причина, способствующая росту травматизма, - адаптация человека к опасности. В наше время техника заняла прочное место в жизни людей: человек тесно связан с ней и дома, и в пути, и на работе. Используя возможности, предоставляемые техникой, и привыкая к ним, человек зачастую забывает, что она является еще и источником повышенной опасности. Постоянное взаимодействие с опасными машинами и механизмами ведет к тому, что человек перестает бояться их и адаптируется к опасности. Нередко из-за текущих мелких выгод он преднамеренно идет на нарушение правил безопасности. А так как не каждое нарушение влечет за собой несчастный случай, люди, однажды безнаказанно нарушив правила и получив какую-то выгоду, повторяют подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил. Очевидно, все эти рассмотренные выше закономерности создают некую общую тенденцию, объективно способствующую повышению опасности труда и росту травматизма.

Помимо общих причин существует много разнообразных чисто индивидуальных факторов, главным образом психологического порядка, способствующих преднамеренным нарушениям правил безопасности труда и росту числа несчастных случаев. Это показная смелость, недисциплинированность, склонность к риску и т.д.

Все эти примеры указывают на то, что человеческий фактор в вопросах безопасности труда играет значительно большую роль, чем это принято считать. Более того, с совершенствованием техники, повышением ее надежности и безопасности недостатки человеческого фактора становятся более заметными, поскольку на общем фоне поломок и происшествий ошибки человека приобретают еще больший удельный вес.

Из процесса трудовой деятельности можно выделить с одной стороны работающего человека, с другой - производство, куда включается предмет и орудия труда, а также окружающая среда.

Для защиты человека от производственных опасностей предусмотрена система безопасности труда. Эта система включает целый комплекс средств воздействия на производство и человека, направленных на предупреждение несчастных случаев.

Рассмотрим состав и взаимосвязь основных факторов безопасности труда.

Можно выделить четыре основных фактора, определяющих индивидуальные реакции человека на производственные опасности.

Во-первых, человеку присущ целый комплекс безусловных рефлексов, которыми он неосознанно отвечает на различные опасности, угрожающие его организму. Так, при возникновении опасности повреждения закрывается глаз, отдергивается рука; при нарушении нормальных условий окружающей среды в организме возникают ответствующие реакции, направленные на компенсацию вредных воздействий и приспособление к новым условиям среды и т.д. Эти и многие другие защитные реакции организма способствуют повышению защищенности человека от различных опасностей, в том числе и производственных.

Вторым фактором, определяющим реакцию человека на опасность, являются психофизиологические качества и состояния человека. Эти качества проявляются в способности человека к обнаружению сигналов опасности, в его скрытых возможностях по реагированию на такие сигналы, в его эмоциональных реакциях на опасность и т.д. Как названные, так и другие показатели, обусловливающие возможности человека обнаруживать опасную ситуацию и адекватно реагировать на нее, зависят от его индивидуальных особенностей, и в частности от его нервной системы. На поведении человека в опасной ситуации, очевидно, сказывается также его психическое и физическое состояние. Так, состояние тревоги обычно способствует более быстрому обнаружению опасности, состояние же утомления, наоборот, снижает возможности человека по обнаружению опасности и противодействию ей.

Способность человека противодействовать опасности в труде существенно зависит и от третьего фактора - его профессиональных качеств и опыта. Здесь имеются в виду не столько навыки и умения по достижению трудовой цели, сколько навыки и умения решать такие задачи безопасно. Следует отметить, что умение безопасно работать зависит главным образом от знания рабочим своей профессии и правил безопасности труда, а также от жизненного опыта. Это дает ему возможность гибко использовать подобные факторы для успешного и безопасного решения различных трудовых задач. Этому в значительной мере способствуют и творческие возможности человека, позволяющие ему изыскивать новые пути и методы безопасного решения возникающих задач в самых разнообразных и неожиданных ситуациях.

Последний, четвертый фактор, обусловливающий возможности человека противостоять опасности, определяется степенью его мотивации к труду и его безопасности. У различных людей уровень мотивации к выполнению работы и обеспечению ее безопасности не одинаков и последний мотив имеет различный вес среди прочих мотивов, побуждающих человека к деятельности.

Итак, можно выделить четыре фактора, обусловливающих способность человека противодействовать опасности в труде.

  1. Чисто биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции.
  2. Фактор, определяющий особенности психического отражения и психических функций человека.
  3. Фактор, вытекающий из опыта человека, его навыков, знаний умений.
  4. Фактор, характеризующий направленность человека, т.е. его мотивы, интересы, установки и т.п.

Рассмотренные факторы образуют гибкую систему с взаимодополнениями и взаимными компенсациями, способствующую надежности существования и деятельности человека. При этом человек как личность не является простой суммой этих факторов, а выступает как сложная система, сложившаяся в результате их развития и взаимодействия.

Таким образом, человек является сложной самоорганизующейся системой, способной, в зависимости от сложившейся ситуации, гибко использовать свои возможности для достижения требуемого результата, подвергая себя при этом минимальному риску. Если у человека оказываются, например, невысокие биологические качества по противодействию опасности, он может компенсировать это за счет развития профессиональных умений и высокой мотивации к безопасному труду. И, наоборот, человек с высокими биологическими, психофизиологическими и профессиональными качествами по противодействию опасности из-за низкой мотивации к безопасному труду может оказаться плохо защищенным от опасности.

Производство в данном случае рассматривается как общий источник опасности. На производстве чаще всего опасность представляют орудия труда (инструмент, приспособления, машины), порой сам предмет труда или окружающая среда. К среде относится окружающее рабочего производственное пространство со всем его содержимым, за исключением предметов и орудий труда, с которыми человек непосредственно взаимодействует.

Среди различных работ, выполняемых на производстве, особо выделяются работы (и целые профессии) повышенной опасности. К ним относятся все работы, связанные с подъемно-транспортными устройствами, баллонами высокого давления, электросетью высокого напряжения и пр. Следует помнить, что при нарушении нормальных условий и организации труда, обычная работа может превратиться в опасную.

Разделяя работы на категории высокой и невысокой опасности, следует отметить, что несчастные случаи, как показывает опыт, чаще всего возникают при работах с невысокой опасностью. Это объясняется рядом причин. Во-первых, к работам с повышенной опасностью допускаются лишь лица, прошедшие специальную подготовку по технике безопасности. Во-вторых, на таких работах используются более совершенные средства защиты. В-третьих, опасных работ значительно меньше, чем обычных. В-четвертых, высокая цена ошибки при работе с повышенной опасностью обусловливает более серьезное отношение рабочего к ее выполнению.

Исходя из своего назначения, система безопасности труда призвана решать две главные задачи: снижать уровень производственной опасности и способствовать повышению защищенности человека в труде. Это достигается решением ряда главных задач:

  • обеспечение общей организации безопасности труда на производстве;
  • разработка и использование индивидуальных и стационарных средств защиты;
  • организация обучения безопасной работе, выполнению правил по безопасности, контроль готовности техники и людей к безопасной работе;
  • воспитание и пропаганда безопасной работы.

Под общей организацией безопасности труда на производстве подразумевается широкий круг мероприятий, начиная от общего усовершенствования техники и технологического процесса и вплоть до организации безопасных условий труда на отдельных рабочих местах. Предполагается, что безопасность труда должна закладываться уже в процессе проектирования техники и условий труда.

Для ограждения человека от опасных производственных факторов или понижения уровня их воздействия, в оборудование встраиваются специальные устройства, выполняющие функции средств защиты. Ко всем средствам защиты предъявляется одно серьезное требование: выполняя свои защитные функции, они не должны создавать рабочему помехи при выполнении основной трудовой задачи. Поэтому операции по использованию средств защиты должны органично вписываться в трудовой процесс, а не быть «добавками» к рабочим операциям.

Средства индивидуальной защиты, в отличие от стационарных, придаются не машинам, а непосредственно работающему человеку, К индивидуальным средствам относятся: защитные каски, защитные очки, противошумы, защитная одежда и прочее снаряжение. Причем, если стационарные средства - это машина, то индивидуальные средства полностью ложатся (в самом прямом смысле) на человека, в той или иной мере ограничивая, а порой стесняя его действия. Поэтому разработка средств индивидуальной защиты, которые охраняли бы рабочего и не только не мешали, но и содействовали основному трудовому процессу, является наиболее сложной психологической и технологической проблемой безопасности труда. Примером средства индивидуальной защиты, органически входящего в трудовой процесс, могут служить защитные очки с корригирующими стеклами. Подобные очки, улучшая зрение, способствуют большей эффективности работы и одновременно защищают глаза от воздействия опасных производственных факторов.

Третьей важной задачей системы безопасности труда является разработка и внедрение правил безопасности труда, обучение им рабочих и контроль над знанием и выполнением этих правил. В процессе трудовой деятельности рабочему приходится руководствоваться правилами, - соответствующими ограничениями, налагаемыми на него производственным процессом. Эти ограничения рабочий обычно принимает как объективную необходимость, без соблюдения которой не может быть достигнута цель его трудовой деятельности. Правила по технике безопасности налагают на него свои ограничения. Там, где эти ограничения оказываются незначительными или совпадают с ограничениями производственного процесса, они не создают для рабочего каких-либо дополнительных трудностей. Однако чаще всего с правилами техники безопасности связаны свои дополнительные ограничения, которые в той или иной мере усложняют его работу. Поэтому очень важно, чтобы обучение рабочих осуществлялось с учетом как правил производственного процесса, так и безопасности труда. В результате, у рабочего будут одновременно вырабатываться навыки выполнения трудовой операции и учета правил техники безопасности.

Последнее, но не менее важное назначение системы безопасности - пропаганда безопасного труда и воспитание в этом направлена человека. Здесь имеется в виду использование наглядной агитации, методов убеждения и стимуляции. Все эти мероприятия направлены на усиление мотивации рабочего к безопасному труду и на повышение его профессионального уровня.

Таким образом, система безопасности труда, воздействуя на человека, способствует, с одной стороны, повышению его профессиональных умений производительно и безопасно работать, а также мотивации к безопасному труду и, с другой - обеспечивает человека правилами, индивидуальными средствами защиты и таким образом дополнительно повышает его результирующую защищенность.

Воздействие системы безопасности труда на производство проявляется как в уменьшении производственных опасностей, так и в снижении их воздействия благодаря применению средств защиты. Исходя из существующих опасных факторов и указанных мер противодействия им, формируется результирующая производственная опасность.

На базе взаимодействия всех трех рассмотренных подсистем (человек, производство, система безопасности труда) складывается фактический уровень безопасности труда.

В каждом действии человека психология выделяет три составные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей при выполнении какого-либо действия влечет за собой нарушение либо невыполнение действия в целом. Почему, например, человек нарушает правила или инструкции? Потому что, или он не хочет их выполнять, или не знает как это сделать. А может быть, он просто не в состоянии их выполнить.

Таким образом, можно выделить три группы психологических причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев:

Нарушение мотивационной части действий проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным, обусловленным индивидуальными качествами работника (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к любым ограничениям, нет стимулов к безопасному труду и т.п.). Может быть и временным, когда человек находится в состоянии стресса, депрессии или алкогольного опьянения.

Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм безопасности.

Нарушение исполнительной части проявляется в невыполнении правил (инструкций, норм, предписаний и т.д.) вследствие несоответствия индивидуальных возможностей работника требованиям выполняемой работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (плохая координация, недостаточная концентрация внимания, неудобное расположение органов управления и т.д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

Подобная классификация позволяет в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить соответствующие профилактические мероприятия. По мотивационной части - это пропаганда безопасного труда; по ориентировочной - обучение, отработка навыков; по исполнительной - профотбор, медицинское обследование.

Все человеческое поведение строится по принципу «наименьшего возможного». Если цели можно достичь разными путями, то человек выбирает тот путь, который, по его представлению и опыту, требует наименьшей затраты сил, и на избранном пути он расходует не больше усилий, чем необходимо. Именно по этой причине рабочие часто не используют средства защиты, пропускают операции, необходимые для обеспечения безопасности, но не влияющие на получение конечного продукта, выбирают более легкие, но и более опасные способы выполнения работы. Появлению стремления экономить силы за счет выбора опасного способа действия, способствуют недостатки в организации труда, техники и технологии.

Большое значение в формировании модели поведения имеет социальная и физическая безнаказанность работника, совершающего опасные действия. Физическая безнаказанность проявляется в том, что неправильное действие в определенных случаях не сопровождается травмой. Рабочий считает, что вероятность получения травмы настолько мала, что ею можно пренебречь. Социальная безнаказанность обусловливается тем, что зачастую коллеги и руководство снисходительно относятся к нарушению, считая, что полученная продукция компенсирует такие мелочи, как нарушение инструкции по технике безопасности. Такая безнаказанность формирует адаптацию к опасности и ложное представление работника о личной неуязвимости.

При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, определяющее значение в формировании линии поведения отдельного человека имеют его индивидуальные качества, отражающие совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Они включают тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование, опыт, воспитание, здоровье и т.д. Весь этот широкий спектр свойств личности, социальных обстоятельств и производственных условий, формирует ряд психологических причин, по которым человек сознательно нарушает правила безопасной работы:

  • экономия сил - потребность, которая побуждает к действиям, направленным на сохранение энергетических ресурсов. Поведение человека строится по принципу «наименьшего действия»;
  • экономия времени - стремление увеличить производительность труда для выполнения плана или личной выгоды. Это может происходить за счет увеличения темпа работы или пропуска отдельных операций, не влияющих на конечный результат труда, но необходимых для обеспечения его безопасности;
  • адаптация к опасности или недооценка опасности и ее последствий - возникает вследствие физической и социальной безнаказанности за совершение неправильных действий;
  • самоутверждение в глазах коллег, желание нравиться окружающим, что проявляется в рискованных действиях, риск для таких людей дело не просто привычное - благородное;
  • стремление следовать групповым нормам трудового коллектива. Это происходит там, где нарушение правил безопасности или технологического процесса поощряется коллективом. Девиз трудовой деятельности - «план любой ценой». Выполнение правил безопасности в таких случаях может поставить человека в положение «белой вороны»;
  • самоутверждение в собственных глазах может быть причиной сознательного игнорирования безопасных методов труда. Часто это объясняется врожденной неуверенностью в себе или упреками каких-либо лиц, не связанных с конкретным производством;
  • переоценка собственных возможностей часто приводит к тому, что зная об опасности и ее последствиях, человек рискует, думая, что его расторопность и опыт помогут или даже гарантируют возможность быстро принять меры для предотвращения аварии или несчастного случая, выскочить из опасной зоны и т.д.;
  • склонность к риску как личностная характеристика. В психической структуре некоторых лиц имеется повышенная тенденция к рискованным действиям. Такие люди испытывают потребность «поставить все на карту»;
  • надситуативный риск, т.е. спонтанный, немотивированный, риск ради риска. Некоторые люди могут, успешно осуществляя какие либо действия, как бы «вдруг» ставить перед собой цель, появление которой не продиктовано ситуацией и прямо не вытекает из нее.

Причины нарушения правил безопасности по сути своей направлены на одну цель: искать ближайшие допустимые и наиболее легкие пути удовлетворения вызвавших их потребностей. Следовательно, для предупреждения нарушения правил безопасности необходимо применять меры, исключающие возможность создания условий для выполнения опасных действий, и лишающие рабочего возможности делать выбор между опасным и безопасным способом деятельности.

В аварийных ситуациях эмоциональное состояние человека характеризуется повышенной напряженностью - стрессом.

Под стрессом (stress - англ. - давление, нажим, напряжение) принято понимать состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, возникающими у человека при решении важной для него задачи. Стресс проявляется как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в росте биоэлектрической активности мозга, в повышении частоты сердцебиений, росте давления, расширении кровеносных сосудов, т.е. в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в экстремальных условиях.

Однако стресс оказывает положительное влияние на результаты труда и способствует преодолению возникших препятствий лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. В аварийных же ситуациях в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Поведение человека в аварийных ситуациях подчиняется определенным закономерностям, и, как правило, проходит несколько фаз.

Первая фаза - гипермобилизация сопровождается снижением точности движений, что может вызвать неверные реакции иди привести к ошибкам.

Вторая фаза - потеря ориентации. Рабочий перестает замечать важные показатели работы машины, нарушается контроль над процессом труда, неверно оценивается поступающая информация.

Третья фаза - нарушение соотношения между основными и второстепенными действиями. Для выхода из аварийной ситуации необходимы четкие действия, направленные на уменьшение или ликвидацию основной опасности, но в состоянии стресса у человека снижается внимание к главным в данной ситуации задачам, и он начинает заниматься мелочами. В конечном итоге это приводит к распаду структуры операций. При этом нарушение последовательности операций, сосредоточение внимания человека на выполнении отдельной операции не способствуют поиску путей выхода из аварийной ситуации.

Четвертая фаза - обострение оборонительных реакций и отказ. По мере усложнения ситуации обостряются оборонительные реакции, а с ростом неудач понижаются волевые функции по преодолению возникших трудностей. В таких условиях у человека появляется склонность возложить вину за все неудачи на плохо работающую технику или на других людей, работающих с ним. Вместо того чтобы прилагать усилия для разрешения аварийной ситуации, у рабочего складывается «эгоцентрическая» интерпретация событий, его начинают беспокоить уже не возникшие трудности, а то, как другие отнесутся к волнующей его неудаче. Все его устремления направляются на то, чтобы скрыть эту неудачу, ее последствия от товарищей, руководства. При дальнейшем обострении стресса возможен отказ, когда мобилизация сил сменяется апатией.

Помимо вышесказанного, поведение человека в экстремальных условиях определяется и психологической готовностью к деятельности. Различают заблаговременную - общую (или длительную) готовность и временную - ситуативную готовность.

Общая готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На ее основе возникает готовность к выполнению тех или иных текущих задач.

Временная готовность - это мобилизация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент.

Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из его личностных качеств, уровня подготовки, полноты информации о случившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее частой причиной, приводящей к ошибочным действиям, является именно неполнота информации. Компенсировать недостаток информации в подобных условиях может высокая предварительная психологическая готовность. Обеспечить ее можно с помощью тренировок, развивающих быстроту мышления, вырабатывающих необходимые навыки действий в условиях неполной информации, формирующих способность переключения с одной установки на другую и способность к прогнозированию и предвосхищению. В ходе таких тренировок необходимо готовить человека к тому, чтобы в аварийной ситуации он мог выделять главные моменты происходящих событий. Здесь может помочь воображаемое «проигрывание» возможных вариантов действий при возникновении тех или иных ситуаций в работе, вплоть до аварийных.

У каждого человека есть свой «набор» приемов выхода из трудной ситуации. Но самоуправление всегда предполагает умение внушать себе нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия и переживания. Возможности самоуправления увеличиваются, если человек внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать напряженность, более правильно использовать свои знания, умения и навыки.

Поведение больших масс людей, особенно в экстремальных условиях, имеет свои законы и отличается от поведения одного человека.

Известно, что в экстремальной ситуации своевременное и правильно выбранное решение зачастую предотвращает развитие аварии с катастрофическими последствиями. В условиях производства люди, выполняя общие задачи, действуют совместно, и решения в сложных ситуациях также принимаются совместно. В психологии это называется групповое принятие решений в условиях взаимного обмена информацией.

Процедура группового принятия решений предполагает обязательное согласование мнений членов группы. В процессе обсуждения могут возникать некоторые деформации восприятия, снижающие качество принимаемых решений, могут наблюдаться и феномены сдвига к риску и групповой поляризации.

Сдвиг к риску - возрастание рискованности групповых или индивидуальных решений после проведения групповых дискуссий по сравнению с первоначальными решениями членов группы. Это происходит из-за того, что каждый член группы в процессе дискуссии пересматривает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стандарту группы. Суть таких изменений состоит в так называемом «заражении» - процессе передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизическом уровне. Заражение происходит помимо смыслового воздействия, т.е. фактически помимо воли членов группы, и этот процесс может идти произвольно. При наличии обратной связи заражение способно нарастать, приобретая вид цепной реакции. В ряде случаев такая реакция способствует эффективности принятия решения и служит дополнительным сплачивающим фактором, пока не превысит некоторой оптимальной интенсивности. Вышедшее из-под контроля заражение приводит к распаду сложившихся связей и вырождению организованно взаимодействующей группы в толпу. Толпа представляет собой бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознанной общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Отсутствие ясных целей и структуры порождают наиболее важное свойство толпы - ее легкий переход от одного вида поведения к другому (любопытство, паника, агрессивные действия и т.д.). Такие переходы происходят спонтанно и в условиях чрезвычайных ситуаций весьма опасна толпа, зараженная массовой паникой и трудно поддающаяся управлению.

Массовая паника - один из видов поведения толпы. Психологически она характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения. Этот страх блокирует способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия. Организованная группа людей тем легче превращается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров.

Законы групповой психологии необходимо учитывать при разработке мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Как известно, существует два главных направления в обеспечении безопасности труда:

  • снижение уровня производственных опасностей путем создания более безопасных орудий, предметов и условий труда или более эффективных средств защиты;
  • повышение уровня индивидуальной защищенности рабочих путем организации их более безопасного поведения.

Наиболее распространенным путем является первый, так как считается, что управлять поведением человека очень сложно, точно предсказать его поведение невозможно, да и сам человек не всегда способен полностью контролировать свои поступки. Тем не менее, второй путь заслуживает не меньшего внимания, чем первый.

Безопасная деятельность является, прежде всего, следствием правильного отношения рабочего к вопросам охраны труда, его настроя на работу без несчастных случаев. Научить человека правильному отношению к чему-либо нельзя, это отношение он должен перенять. Отношение к мерам безопасности рабочие перенимают у своих руководителей. Рабочий будет верить в безопасность своего труда только в той мере, в какой будет верить в это его непосредственный и вышестоящий руководитель. Поэтому все звенья управления производством должны постоянно проявлять «видимый» и «слышимый» рабочими интерес к обеспечению их безопасности труда.

Политика в области безопасности труда должна быть направлена на коллективный поиск всеми участниками производства на всех его ступенях путей предупреждения несчастных случаев. Каждый на своем месте обязан искать пути решения этой проблемы и вносить свои предложения, причем такие предложения должны всемерно поощряться. Любой несчастный случай, независимо от степени его тяжести, должен привлекать к себе внимание руководителей всех уровней. Все это должно создавать на производстве общественное мнение, что здесь каждый несет ответственность за безопасность. Только в таком случае у рабочего появится уверенность в том, что все вокруг него в порядке, появится настрой на безопасную работу.

Появление новой техники или новой технологии должно во всех случаях являться объектом особого внимания службы безопасности труда на предприятии. Здесь может выявиться непригодность ранее действовавших правил, могут выявиться новые производственные опасности, которые ранее нельзя было предвидеть. Как правило, несчастные случаи наиболее часто возникают в период освоения. Повышенное внимание руководства в это время не останется незамеченным рабочими и тоже будет содействовать лучшему их настрою на безопасную работу. Этому способствует и четкое распределение служебных обязанностей между рабочими, с указанием конкретных опасных факторов, от которых каждый из них обязан защищать себя, а в некоторых случаях и других рабочих.

Все перечисленные способы создания настроя рабочего на безопасный труд одновременно способствуют и повышению престижности такого труда. У рабочего должно возникать чувство гордости уже только потому, что он работает безопасно. Очень важно выработать отрицательное отношение рабочего коллектива к нарушителям правил безопасности.

Также как в некоторых странах стало неприличным переходить улицу при красном свете светофора, независимо от того, есть ли на дороге транспорт, для рабочего должно стать неприличным нарушение правил техники безопасности.

Выбор методов обучения осуществляется на основе анализа допущенных рабочими ошибок. Все ошибки можно разделить на две категории:

  • ошибки психомоторные;
  • ошибки принятия решения.

Ошибки психомоторной сферы возникают на уровне двигательных операций и проявляются в неловких двигательных актах. Несмотря на то, что рабочих специально обучают выполнению ручных операций, вырабатывают у них необходимые для этого навыки и умения, причинами несчастных случаев нередко являются именно ошибки такого типа. И как показывает опыт, возникают они чаще всего, не столько из-за недостаточного развития навыков или их нарушения (в связи с утомлением, болезнью и пр.), сколько в результате неправильной оценки ситуации. Неучет отдельных внешних условий ведет к неверной оценке обстановки, самой задачи, а поэтому и к выбору неправильного способа действия по ее разрешению. Все эти взаимосвязанные факторы и порождают ошибки психомоторной сферы. Поэтому для безопасного выполнения моторных действий следует, прежде всего, выработать умение полно и правильно оценивать сложившуюся ситуацию. При наличии необходимых двигательных навыков такие умения будут способствовать исключению психомоторных ошибок и несчастных случаев этой категории.

Значительно сложнее обучать рабочих умению принимать правильные решения и избегать при этом опасных ошибок. Ошибки принятия решения можно разделить на два типа:

  • ошибки, допускаемые в задачах с ограниченным выбором (когда требуется принимать решение о выборе одного из ряда возможных действий);
  • ошибки в задачах с открытым концом (где тоже есть ряд путей, но при выборе любого из них возникают новые задачи).

Предположим, рабочему необходимо произвести замену перегоревшей лампы в светильнике. Для этого можно забраться на стол, а можно это сделать, использовав лестницу. Использование в таком случае лестницы будет решением с ограниченным выбором. Но может оказаться, что имеющаяся лестница для данной работы коротка, и нужно найти способ ее удлинить или установить на промежуточную поверхность и т.д. Получается задача с открытым концом.

Принятию целесообразного и безопасного решения в задачах с ограниченным выбором обучить не столь уж трудно. Труднее научить принятию решения в задачах с открытым концом. Здесь следует уделять большое внимание развитию аналитических способностей ученика, выработке у него умения критически оценивать различные трудовые задачи. Он всегда должен быть готов к действиям в новых, неожиданно возникающих ситуациях. Все этапы обучения должны иллюстрироваться конкретными практическими примерами.

Таким образом, способность критической оценки оказывается важной для избежания всех названных категорий ошибок и именно ее следует развивать для обеспечения безопасной работы. Кроме того, обучение безопасному труду должно быть органически связано с обучением профессии. Выработку трудовых навыков следует ориентировать не только на экономное получение высоких результатов, но и на достижение их непременно безопасным путем.

Правила безопасности труда можно определить как узаконенные нормы, указывающие, как можно, как должно и как нельзя действовать в процессе труда и на территории предприятия, чтобы избежать несчастных случаев и аварий. Положительный эффект правил достигается как за счет предупреждения рабочих о наличии тех или иных опасных производственных факторов, так и путем запрещения тех действий, операций, способов поведения, которые могут повлечь за собой указанные происшествия. Таким образом, правила и вытекающие из них запрещения фактически в какой-то мере ограничивают свободу выбора действий рабочего, но благодаря этому и защищают его от опасности.

Современное производство характеризуется постоянным усложнением техники и технологии, ростом энерговооруженности. Естественно, возрастают также число и уровень производственных опасностей. Для ограждения рабочих от новых опасностей, очевидно, приходится увеличивать и объем правил безопасности труда. Это вполне естественная тенденция. Однако она порождает ряд трудностей чисто психологического характера. Ведь все пункты, записанные в правилах, рабочий должен не только понимать, он обязан их еще и помнить и по мере необходимости выполнять в процессе своей практической деятельности. Когда таких пунктов было 10-16, он мог запомнить их сравнительно легко. Когда их стало несколько десятков, запоминать стало сложнее. Когда же их количество стало исчисляться сотнями, ограниченные возможности человеческой памяти превратились в прямое препятствие к их запоминанию и выполнению. Следовательно, чрезмерно большое число правил по технике безопасности может привести, вместо повышения, к понижению защищенности рабочих от опасности. Некоторые исследования это подтверждают.

Анализ инструкций по безопасности в некоторых отраслях промышленности показал, что они содержат от 1 до 15% ненужных пунктов, нарушение которых не влечет за собой несчастных случаев; от 4 до 28% пунктов, передающих лишь общую информацию, и только от 62 до 95% пунктов были признаны в той или иной степени важными. При этом 72% процента несчастных случаев приходились на 3% наиболее важных пунктов инструкций.

Увеличение объема правил безопасности за счет ненужных и общих пунктов вредно также тем, что среди них растворяются и теряются действительно важные пункты. Уже сам факт, что в инструкции есть пункты, невыполнение которых обычно не влечет за собой никаких отрицательных последствий, подрывает авторитет документа и способствует тому, что, наряду с этими «безопасными» пунктами, рабочие начнут нарушать и другие, «опасные». Все это способствует адаптации рабочих к нарушениям правил и, следовательно, росту травматизма.

При составлении инструкций по технике безопасности следует руководствоваться следующими правилами:

  • исключать требования, очевидные для нормальных, здравомыслящих людей (типа «не влезай - убьет»);
  • пункты, содержащие общие положения, переводить в инструкции по эксплуатации и учебные пособия;
  • не допускать дублирования одних и тех же пунктов в разных инструкциях;
  • специально выделять (шрифтом, рамками и т.д.) те пункты, нарушение которых связано с особо тяжелыми последствиями;
  • отдельно выделять пункты, которые обычно чаще всего нарушаются.

Число выделенных пунктов не должно быть слишком большим.

При появлении изменений в правилах необходимо специально акцентировать внимание рабочих на новых элементах правил, соотнося их со старой редакцией и обязательно обосновывая причину изменений, так как люди всегда лучше выполняют те правила, необходимость которых они осознают. Например, шоферы, чаще всего нарушают установленные ограничения скорости в тех местах, где причины их введения непонятны. Если же рядом со знаком, ограничивающим скорость движения, стоит другой знак, поясняющий причину установки такого ограничения (например «скользкая дорога» и т.п.), превышения скорости допускаются гораздо реже.

Задача профотбора - определение пригодности человека к данной работе. Следует различать готовность и пригодность к работе по той или иной профессии. Профессиональная готовность определяется уровнем образования, опыта и подготовки исполнителя. Профессиональная пригодность определяется степенью соответствия индивидуальных психофизиологических качеств данного человека конкретному виду деятельности.

Профотбор осуществляется по специальным методикам, основанным на качественных и количественных оценках индивидуальных психофизиологических качеств человека. Для изучения профессионально важных качеств человека используют анкетный, аппаратурный и тестовый методы.

Анкетный метод заключается в том, что с помощью определенным образом сформулированных и сгруппированных вопросов получают информацию о профессиональных интересах и некоторых психофизиологических качествах человека. Анкеты могут быть самооценочными, когда испытуемый сам дает оценку своих качеств, и внешнеоценочными, когда оценку дает эксперт на основе обобщения полученных данных.

Аппаратурный метод состоит в том, что отдельные психофизиологические качества выявляются с помощью специальной аппаратуры. Наряду с приборами, обеспечивающими общее исследование психофизиологических свойств, могут использоваться специальные установки, имитирующие тот или иной вид деятельности. Они служат для выявления у испытуемого качеств, необходимых для данной работы, а также используются как тренажеры при обучении соответствующей профессии.

Тестовый метод использует наборы тестов, предлагаемых испытуемому, в процессе решения которых выявляются те или иные психофизиологические качества. Тесты делятся на следующие категории:

  • определения способностей, служащие для оценки общего уровня интеллекта, пространственного воображения, точности восприятия, психомоторных способностей;
  • проверки зрения и слуха;
  • личностные - ставящие цель оценить такие качества, как импульсивность, активность, чувство ответственности, уравновешенность, общительность, осторожность, уверенность в себе, оригинальность мышления;
  • определения уровня квалификации, применяемые для проверки профессиональных навыков.

Профессиональный отбор ведется на основе профессиограмм. Они составляются на основе всестороннего изучения трудового процесса, проведения необходимых исследований, и представляют собой описание профессионально важных качеств работника. В профессиограммах объективные особенности трудового процесса - технические, технологические, организационные - находят выражение в физиологических, психических и социально-психологических показателях человека.

Работник считается профессионально пригодным при наличии следующих качеств: положительная мотивация к данной специальности; высокий порог ощущения опасности; хороший глазомер; устойчивость; концентрация; распределение внимания; нормальное состояние двигательного аппарата; высокая пропускная способность анализаторов и т.д.

© Центр дистанционного образования МГУП