Московский государственный университет печати

В.Б. Лукин, В.В. Атаман, Н.А. Панова, Н.С. Зюков


         

Управление издательской деятельностью

Учебное пособие


В.Б. Лукин, В.В. Атаман, Н.А. Панова, Н.С. Зюков
Управление издательской деятельностью
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1.

РЫНОК ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ

1.1.

Особенности издательской продукции и издательской деятельности

1.2.

Характеристика современного издательского рынка Российской Федерации

1.3.

Система распространения книжных изданий

1.4.

Регулирование издательской деятельности

2.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1.

Аутсорсинг в издательской деятельности

2.2.

Электронная информация и электронные издания в издательской деятельности

2.3.

Сетевое издательское дело

2.4.

Организационная структура издательства

3.

РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС

3.1.

Маркетинговый анализ рынка

3.2.

Редакционная стадия

3.3.

Издательская стадия

3.4.

Производственная стадия

3.5.

Сбытовая стадия

3.6.

Управление редакционно-издательским процессом

4.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВ С АВТОРАМИ

4.1.

Основные положения авторского права

4.2.

Автор произведения

4.3.

Права авторов

4.4.

Авторский договор

4.5.

Защита авторских прав

5.

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5.1.

Понятие, сущность, цели и основные этапы планирования

5.2.

Классификация планов, принципы и методы планирования

5.3.

Количественные единицы измерения издательской продукции

5.4.

Тематическое планирование в издательстве

5.5.

Планирование операционной деятельности издательства

5.6.

Финансовое планирование в издательстве

5.7.

Планирование инвестиционной деятельности издательства

5.8.

Оперативное планирование в издательстве

6.

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И ЦЕНАМИ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ

6.1.

Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость издательской продукции

6.2.

Основные факторы, определяющие величину себестоимости издательской продукции

6.3.

Максимизация прибыли издательства

6.4.

Особенности налогообложения в издательской деятельности

6.5.

Ценообразование на издательскую продукцию

7.

Библиографический список

8.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

9.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Указатели
18   указатель иллюстраций
Рис. 1.1. Виды издательской продукции Рис. 1.2. Бизнес-связи субъектов издательского рынка

Издательская продукция и процесс ее создания имеют свои специфические особенности, оказывающие существенное влияние на организацию, планирование и экономику издательской деятельности.

Книга - одно из величайших творений человечества, она играет важную роль в развитии общества, в передаче знаний и информации, в развитии науки и культуры, она была и остается одним из основных средств влияния на человека. Как источник знаний для отдельного человека и как великая общественная сила, книга позволяет осуществлять свободное общение между читателем и автором, а читателю предоставляет возможность свободного выбора в восприятии новых идей и знаний.

В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25 ноября 2003 г. № 331 -ст межгосударственный стандарт ГОСТ 7.60-2003 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г. П. 3.1.1 и п. 3.1.2. Стандарт устанавливает термины и определения понятий, употребляемых в области книгоиздания. издательская продукция - это совокупность изданий, намечаемых к выпуску или выпущенных издателем (издателями). Издателем является юридическое лицо, осуществляющее подготовку и выпуск издания.

Издание - документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.

Под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

В стандарте подчеркнута недопустимость применения вместо термина «издание» терминов «название», «публикация», «тираж», «экземпляр».

Виды выпускаемой издательствами продукции представлены на рис. 1.1 Рис. 1.1. Виды издательской продукции.

В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 в издательской деятельности применяется следующая классификация изданий (см. приложение):

    1) по периодичности (непериодическое, сериальное, периодическое, продолжающееся);

    2) по составу основного текста;

    3) по знаковой природе информации.

Непериодическое издание - издание, выходящее однократно, не имеющее продолжения. Сериальное издание - издание, выходящее в течение времени, продолжительность которого заранее не установлена, как правило, нумерованными и (или) датированными выпусками (томами), имеющими одинаковое заглавие.

Периодическое издание - сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, как правило, с постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими общее заглавие. Периодические издания могут быть ежедневными, еженедельными, ежемесячными, ежеквартальными, ежегодными.

Продолжающееся издание - сериальное издание, выходящее через неопределенные промежутки времени, по мере накопления материала, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими общее заглавие.

По составу основного текста издания подразделяются:

    • на моноиздание - издание, содержащее одно произведение;

    • сборник- издание, содержащее ряд произведений (в зависимости от периодичности различают непериодический, периодический и продолжающийся сборник);

    • дайджест - сборник, содержащий наиболее интересные материалы, перепечатанные из других изданий.

По знаковой природе информации издания подразделяются:

    • на текстовые - издания, большую часть объема которых занимает словесный, цифровой, иероглифический, формульный или смешанный текст. Текстовые издания, в которых используют несколько языков, называются многоязычными;

    • картографические - издания, большую часть объема которых занимает картографическое произведение (произведения);

    • нотные - издания, большую часть объема которых занимает нотная запись музыкального произведения (произведений);

    • издания со шрифтом Брайля - издания, напечатанные особым шрифтом для слепых;

    • изоиздания - издания, большую часть объема которых занимает изображение (под изображением понимается воспроизведение живописного, графического, скульптурного произведения, специальной или художественной фотографии и графических работ).

Непериодические издания подразделяются:

    • по целевому назначению;

    • читательскому адресу;

    • характеру информации;

    • характеру аналитико-синтетической переработки информации;

    • оригинальности содержания;

    • способу организации произведений;

    • объему;

    • повторноcти выпуска.

Периодические и продолжающиеся издания подразделяются на следующие виды:

    • газета (общеполитическая, специализированная, специальный газетный выпуск);

    • журнал (литературно-художественный, общественно-политический, научный, научно-популярный, производственно-практический, популярный, реферативный);

    • бюллетень (бюллетень-таблица, статистический, бюллетень-хроника, нормативный, рекламный, справочный бюллетень);

    • календарь (календарь знаменательных дат, календарь книжного типа, отрывной/перекидной календарь, табель-календарь).

Печатные издания подразделяются:

    • по материальной конструкции;

    • формату;

    • характеру оформления и способу полиграфического исполнения;

    • принадлежности автору или издателю;

    • характеру обращения;

    • выпуску в честь какого-либо события или лица.

По материальной конструкции выделяют следующие виды печатных изданий: журнальное, книжное, листовое (буклет, газетное, карточное, открытка, книжная закладка, плакат), книга/журнал с двойным входом, книжка-игрушка, комбинированное, комплектное.

По характеру содержащейся информации различают следующие виды непериодических изданий:

    1. Научные и научно-популярные.

    2. Официальные и нормативно-производственные.

    3. Производственно-практические.

    4. Учебные.

    5. Справочные и рекламные.

    6. Литературно-художественные.

В практической деятельности издательств и книготорговых организаций часто применяется иная классификация непериодических изданий по характеру содержащейся в них информации. Так, например, введенный в 1996 г. рубрикатор выделяет следующие виды изданий:

    1. Детективные и приключенческие.

    2. Фантастика и мистика.

    3. Сентиментальные.

    4. Классические и современные.

    5. Детские.

    6. Образование и наука.

    7. Философия, религия, эзотерика.

    8. Государство и право.

    9. Экономика, финансы, бизнес.

    10. Техника и технология.

    11. Компьютерные издания.

    12. Медицина и здоровье.

    13. Дом, быт, досуг.

    14. Искусство и культура.

Издательскую продукцию можно также подразделить:

    • на собственные издания (подготовка, выпуск и реализация которых осуществляется за счет собственных финансовых средств);

    заказные издания (выпускаемые по заказу какого-либо юридического или физического лица, которое оплачивает все расходы на подготовку и выпуск издания и самостоятельно занимается их распространением);

    совместные издания (выпускаемые при совместном участии нескольких издательств либо иных юридических и физических лиц).

Особыми чертами издательской продукции являются ее идеологический характер и неповторимость. Издательская продукция удовлетворяет специфические духовные потребности человека: в получении знаний, в повышении образовательного и культурного уровня, в расширении кругозора. Основной характеристикой издательской продукции является ее нематериальная ценность. Книги как духовные ценности не обладают свойством воспроизводимости, поскольку являются уникальным результатом творчества их создателей и отличаются исключительностью и неповторимостью. Вместе с тем книга имеет материальную форму, является товаром и обладает стоимостью.

Издательская продукция отличается от продукции других видов деятельности тем, что каждая новая книга - это новый продукт, который выдвигает перед издателем все требования производства нового продукта. Ассортимент издательской продукции безграничен, так как каждое издание может быть уникальным по своему содержанию и художественно-техническому оформлению.

Особенности издательской продукции предопределяют особенности издательской деятельности: деятельность работников издательства протекает в сфере нематериального производства, носит творческий, идеологический характер, однако в результате этой деятельности создаются материальные ценности, товары - книги, журналы, газеты и пр. Издательская продукция представляет собой результат взаимодействия автора, издательства и полиграфического предприятия. Процесс создания материальной формы издательской продукции происходит не в издательстве, а на полиграфическом предприятии в строгом соответствии с издательской технической спецификацией, определяющей параметры и технологическую характеристику выпускаемой продукции. Изготовленный тираж полностью принадлежит издательству, которое реализует его и расплачивается с автором и полиграфическим предприятием.

Другой особенностью издательской деятельности является тесная взаимосвязь идеологических и экономических аспектов. Как и другие виды производственной деятельности, издательская деятельность направлена на получение прибыли, но в то же время ее целью является просвещение, передача знаний, культурное развитие народных масс, развитие науки. Поэтому важнейшей задачей организации издательской деятельности является нахождение оптимального сочетания экономической и идеологической деятельности.

Специфические черты издательской деятельности проявляются в организации производственной структуры и производственного процесса, в характере труда редакционно-издательских работников, во взаимоотношениях издательства с авторами и полиграфическими предприятиями, поставщиками бумаги, картона и переплетных материалов, с книготорговыми предприятиями.

В соответствии со ст. 212 ч. 1 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) в Российской Федерации могут создаваться и действовать организации и предприятия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (собственности общественных организаций, иностранных государств, международных организаций, юридических лиц и граждан иностранных государств, а также предприятия смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной и государственной собственности, в собственности общественных организаций, иностранных государств, юридических лиц и граждан).

Издательства и полиграфические предприятия могут иметь любую, указанную в ГК РФ организационно-правовую форму. В Российской Федерации могут быть созданы государственные унитарные предприятия; муниципальные унитарные предприятия; полные товарищества, смешанные товарищества; общества; союзы, ассоциации, региональные и другие объединения издательств, а также объединения издательств с полиграфическими и (или) торговыми организациями и бумажными комбинатами; филиалы и представительства издательств; редакционно-издательские отделы и издательско-производственные центры различных организаций.

Развитие производительных сил приводит к углублению общественного разделения труда, которое в свою очередь вызывает увеличение и усложнение связей между участниками производства на всех уровнях, а также изменение форм организации производства. Формами общественной организации производства являются концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование труда. Все эти формы, способы их проявления и реализации органически взаимосвязаны между собой.

Концентрация производства - процесс укрупнения производственных единиц, дающий возможность сосредоточить производство товаров в меньшем числе организаций. Концентрация - закономерная тенденция развития производства, выражающая усиление его общественного характера.

Концентрация может осуществляться в следующих формах:

    • увеличение выпуска однородной продукции (специализированные организации);

    • увеличение выпуска разнородной продукции (универсальные организации).

В постперестроечной России, с переходом от преимущественно государственной к преимущественно частной форме хозяйствования, основным фактором и основной предпосылкой концентрации производства стала концентрация собственности.

Концентрация производства - прогрессивная форма, позволяющая использовать преимущества крупного производства: более высокий уровень техники, технологии и организации производства, производительности труда. По мере концентрации общие затраты по управлению и обслуживанию производства возрастают в меньшей мере по сравнению с увеличением выпуска продукции, что ведет к их относительной экономии. Концентрация производства сопровождается оптимизацией его структуры, определением в каждом конкретном случае таких размеров организаций, которые в наибольшей мере отвечают экономическим, экологическим и другим общественным требованиям.

Процесс концентрации производства был характерен для этапа неудовлетворенного спроса на товары. По мере насыщения рынка товарами и роста потребительской культуры концентрация производства потеряла свои преимущества. Насыщение рынка массовой продукцией привело к индивидуализации личного и производственного потребления по многим товарным позициям, что породило тенденцию к деконцентрации производства ряда сфер экономической деятельности.

Важным фактором повышения гибкости всей социально-экономической системы в настоящее время является развитие малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены следующие критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого и среднего предпринимательства: средняя численность работников за предшествующий календарный год, предельные значения выручки от реализации товаров и балансовой стоимости активов.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

    • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

    • до ста человек включительно для малых предприятий;

    • до пятнадцати человек для микропредприятийФедеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 №230-Ф3)..

Правительством Российской Федерации установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

    • микропредприятия - 60 млн. руб.;

    • малые предприятия - 400 млн. руб.;

    • средние предприятия - 1000 млн. руб.Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

В издательской деятельности концентрация развивалась в двух основных формах - увеличение размеров организаций и создание различных объединений.

Специализация - это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных сферах экономической деятельности, в отдельных организациях и их подразделениях, т. е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций. Специализация производства представляет собой одну из форм разделения общественного труда и организации производства.

Различают следующие формы специализации:

    • предметная - специализация на выпуске готовой продукции;

    • подетальная - специализация на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов;

    • технологическая, или стадийная - специализация на выполнении отдельных стадий технологического процесса;

    • специализация вспомогательных производств - специализация на выпуске тары и упаковки, инструмента и оснастки, выполнении ремонтных работ.

В зависимости от масштабности различают внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализацию.

Специализация тесно связана с кооперированием производства. По сути, это две стороны одного процесса, поэтому в экономическом плане их необходимо рассматривать в единстве. Кооперирование - это длительные производственные связи между организациями. В соответствии с формами специализации различают:

    • предметное, или агрегатное, кооперирование, заключающееся в том, что ряд организаций поставляет разные изделия головной организации;

    • подетальное кооперирование, когда ряд специализированных организаций поставляет головной организации узлы и детали продукции;

    • технологическое, или стадийное, кооперирование, выражающееся в поставках организациями полуфабрикатов головной организации.

Кооперирование осуществляется между издательствами и полиграфическими предприятиями.

В издательской деятельности осуществляется предметная специализация. Специализированные издательства можно классифицировать по следующим признакам: по видам издаваемой продукции; по видам литературы и по читательскому назначению изданий.

По видам издаваемой продукции издательства делятся на книжные, книжно-журнальные, газетно-журнальные, нотные (музыкальные), изобразительного искусства. Многие издательства выпускают несколько видов продукции: книги, журналы, газеты и пр. Однако в общем объеме выпуска продукции таких издательств преобладает какой-то один ее вид, он и определяет специализацию издательства.

По видам издаваемой литературы издательства подразделяются на три основные группы: выпускающие общественно-политическую литературу, художественную и научно-техническую.

Специализация издательств по читательскому назначению литературы связана с обслуживанием определенных читательских групп по возрастному признаку.

Наряду со специализированными или типизированными издательствами существуют и универсальные издательства, выпускающие литературу разных видов, целевого и читательского назначения и разные типы изданий. Многие издающие организации стремятся к расширению объектов своей деятельности и номенклатуры выпускаемой продукции, т. е. к диверсификации производства. Из специализированных они становятся универсальными, выпускающими разнообразные виды литературы и типы изданий; обзаводятся собственной полиграфической базой, открывают книжные магазины; начинают выпускать наряду с издательской продукцией разные аудиовизуальные средства информации.

Комбинирование представляет собой сосредоточение на одном предприятии взаимосвязанных разнородных производств или сфер деятельности. В зависимости от характера объединения отдельных стадий переработки предметов труда комбинирование в современной экономике выступает в трех формах: последовательной переработки сырья, использования отходов производства, комплексной переработки сырья. В издательской деятельности получила развитие своя форма комбинирования - объединение сфер деятельности путем создания издательско-полиграфических объединений.

Развитие хозяйственного механизма в издательско-полиграфической деятельности привело к разделению труда между авторами, издательствами, типографиями, торговыми организациями и потребителями. Однако система взаимоотношений между указанными участниками процесса создания книги имеет свои особенности. Издательская продукция представляет собой результат взаимодействия автора, издательства и полиграфического предприятия.

Специфические черты издательской деятельности проявляются в организации производственной структуры и производственного процесса, в характере труда редакционно-издательских работников, во взаимоотношениях издательства с авторами и полиграфическими предприятиями, поставщиками бумаги, картона и переплетных материалов, с книготорговыми организациями.

Бизнес-связи субъектов издательского рынка представлены на рис. 1.2 Рис. 1.2. Бизнес-связи субъектов издательского рынка.

Автору принадлежит главная роль в процессе создания книги. Результатом его труда является авторский оригинал в какой-либо форме (рукописный, машинописный, магнитный диск или другой носитель с электронной записью и пр.). Издательства занимаются изучением рынка, поиском актуальных тем и подбором авторов, превращением авторского оригинала в издательский оригинал, организацией тиражирования и продажей изданий.

Объем российского рынка книжных изданий в 2011 г. составил 62 млрд. руб.Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад / под общ. ред. В.В. Григорьева. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2012. С. 40. За период с 2008 по 2011 г. произошло снижение объема в денежном выражении на 16,9% (с 74,6 до 62 млрд. руб.) из-за мирового экономического кризиса и общего падения интереса к чтению.

В 2011 г., по данным Российской книжной палаты, в стране действовало 5858 издательств, из которых 1300 выпускают 12 и более книг в год. Количество выпущенных изданий в 2011 г. составило 122 915, их совокупный тираж - 612,5 млн. экз.Там же. С. 20.

Половину от суммарного объема тиражей в учетно-издательских листах выпускают десять крупнейших издательств. Наибольшие доли приходятся на издательства «АСТ» и «Эксмо» (по 8% от совокупного выпуска по количеству изданий и более 11% по тиражу). В число крупных издательств также входят ОАО «Издательство «Просвещение», «Эгмонт Россия Лтд», ООО «Издательская Группа «Азбука-классика» (табл. 1.1). Подавляющее число российских издательств - это сравнительно небольшие, независимые, замкнутые и крайне непрозрачные организации.

Таблица 1.1

Доли крупнейших книжных издательств РФ

Издательство

Число выпущенных
изданий

Совокупный тираж,
тыс. экз.

АСТ

9466

64 847,2

Эксмо

8988

67 548,6

Азбука-Аттикус

1496

11 216,5

Просвещение

1468

59 811,0

Эгмонт Россия Лтд

1311

24 939,4

Следует отметить тенденцию снижения среднего тиража одной книги (отношение совокупного тиража к числу выпущенных изданий) и среднего объема одного экземпляра издания (отношение совокупного листажа в печатных листах к совокупному тиражу). Средний тираж уменьшился с 8478 экз. в 2002 г. до 4983 экз. в 2011 г., а средний объем одного экземпляра издания - с 14,86 печ. л. в 2002 г. до 11,44 печ. л. в 2011 г. Подобная тенденция характерна для рынков книжных изданий во многих странах мира, и объясняется она ростом популярности портативных электронных средств хранения и вывода информации.

Основная масса выпускаемых изданий (как по количеству наименований, так и по тиражу) приходится на сегмент учебной литературы (более 30%), художественной и детской литературы.

На современном этапе развития рынка книжных изданий российские издательства предпочитают выпускать учебные, художественные и детские издания. Наибольшим спросом у российских потребителей пользуются дамские романы, современные детективы и мистические триллеры. Соответственно это определяет популярность и востребованность авторов, которых привлекают для работы издательства. Портрет типичного читателя выглядит следующим образом: это женщина в возрасте от 18 до 35 лет, преимущественно с высшим образованием, с доходом более 30 000 руб., проживающая в Москве.

В развитии издательского рынка РФ можно отметить высокую степень концентрации издательств и доминирующую роль одного города - Москвы. В Москве расположена половина всех действующих издательств РФ, на которые приходится 60% выпускаемых изданий и 85% совокупного тиража книжной продукции. Доля второго по объемам выпуска региона - Санкт-Петербурга составляет 8% от числа выпущенных изданий и 4% от совокупного тиража.

Экспорт российской книжной продукции в 2009 г. оценивался в 274,5 млн. долл. СШАhttp://www.bsplan.ru/. Наиболее активными импортерами российских книжных изданий являются страны СНГ (особенно Беларусь, Казахстан, Украина), а также Германия, Израиль и США, где проживает большое количество русскоязычных граждан.

Импорт книжной продукции, по оценкам экспертов ООО «АМИКО Ресерч»ООО «АМИКО Ресерч» - консалтинговая организация, специализирующаяся на разработке бизнес-планов, технико-экономическом обосновании и проведении маркетинговых исследований различной степени детализации., превышает экспорт в четыре раза. Такое значительное превышение связано с тем, что в общий объем импорта включается продукция российских издательств, отпечатанная иностранными полиграфическими организациями. В структуре импорта основное место занимают следующие типы изданий: инструкции по эксплуатации, техническая документация, учебные пособия, книги по искусству, подарочные книги, художественные альбомы, художественная литература.

Основной тенденцией современного российского издательского рынка является слияние и поглощение издательских организаций.

Слияние - это объединение двух или более хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется новый хозяйствующий субъект. При слиянии права и обязанности организаций, прекративших свою деятельность, переходят к новому созданному юридическому лицу и подтверждаются передаточным актом. Выделяют следующие виды слияния: слияние форм, слияние активов и присоединение.

Слияние форм - это объединение, при котором слившиеся организации прекращают свое автономное существование в качестве юридического лица и налогоплательщика. Новая организация берет под свой контроль и непосредственное управление все активы и обязательства перед поставщиками и потребителями своих составных частей, после чего последние ликвидируются.

Слияние активов - это объединение, при котором слившиеся организации передают права контроля над своими активами как вклад в уставной капитал новой организации. При этом сохраняются деятельность и организационно-правовая форма последних.

В зависимости от характера интеграции организаций выделяют следующие типы слияний:

    1) горизонтальное слияние - объединение двух организаций, которые производят одну и ту же продукцию или предоставляют услуги в одной сфере. В результате повышается конкурентоспособность, открываются новые возможности для развития и т. д.;

    2) вертикальное слияние - объединение двух и более организаций, одна из которых является поставщиком сырья для другой. В результате снижается себестоимость товаров и повышается прибыль;

    3) родовые (параллельные) слияния - объединение организаций, которые работают в одной сфере и выпускают взаимосвязанные товары;

    4) конгломератные (круговые) слияния - объединение организаций, которые не связаны между собой никаким видом отношений (например, организаций из различных сфер экономической деятельности).

Присоединение организаций - прекращение деятельности одной или нескольких организаций (юридических лиц) с передачей всех прав и обязанностей другой существующей организации (юридическому лицу).

Поглощение - это сделка, совершаемая с целью установления контроля над хозяйствующим субъектом и осуществляемая путем приобретения более 30% уставного капитала (акций, долей и т. п.) поглощаемой организации, при этом сохраняется ее юридическая самостоятельность.

Типичную схему слияния и поглощения издательств можно представить следующим образом. На начальной стадии крупное издательство (издательская группа) создает с малым издательством совместный проект. Малое издательство генерирует идею книги, находит автора, готовит издательский оригинал, издательская группа вкладывает оборотные средства в полиграфическое изготовление и предоставляет свои каналы сбыта. Прибыль от проекта делится между партнерами, а в выходных данных, как правило, указываются названия обоих издательств.

На следующей стадии, через небольшой промежуток времени, работникам малого издательства предлагают перейти в крупное издательство. При этом малое издательство может утратить свою самостоятельность или формально сохранить ее, хотя фактически оно начинает выполнять на условиях аутсорсинга работы по подготовке издательского оригинала для крупного издательства.

Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности организации в целом и возможность высвобождения соответствующих организационных, финансовых и человеческих ресурсов, что позволяет развивать новые направления или концентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.

На современном этапе развития издательского рынка РФ только издательские группы, обладающие собственной системой распространения и продвижения выпускаемой продукции, могут обеспечить эффективное продвижение своих изданий. Таких издательских объединений немного, остальные издательства привлекают оптовые торговые организации, которые, как правило, продвигают не более ста лучших изданий каждого издательства. Если же малое издательство попадает в структуру лидера издательского рынка, то все ресурсы в системе распространения и продвижения издательских проектов последнего становятся ему доступны.

Издательская группа «АСТ», одно из крупнейших российских издательских объединений, активно использует в своей деятельности подобное сотрудничество с малыми и средними издательствами, с их последующим поглощением. Благодаря такой политике издательская группа «АСТ» состоит из пятидесяти отдельных издательств и редакций. Другой лидер издательского рынка РФ - ООО «Эксмо» осуществляет присоединение малых издательств без сохранения их бренда и юридической самостоятельности.

Кроме слияния и поглощения, крупные издательские группы используют официальные покупки малых и средних издательств для продуктовой и территориальной диверсификации своей деятельности. Например, издательская группа «АСТ» приобрела издательство ООО «Аванта+», являющееся лидером в сфере выпуска энциклопедий. ООО «Эксмо» купило 25% акций издательства ООО «Манн, Иванов и Фербер», специализирующегося на деловой литературе.

Еще одним механизмом консолидации издательских объединений является миграция авторов. Любой автор, чьи книги достигли коммерческого успеха на рынке, немедленно получает предложение от конкурентов, а поскольку крупные издательские группы обладают большими финансовыми возможностями, то они, как правило, могут сделать более выгодное предложение авторам. В результате на издательском рынке РФ наблюдается вертикальная миграция писателей: от малых издательств - к средним и от средних - к лидерам рынка.

Конкуренция предложений авторам имеет и еще одно важное следствие - постепенный рост авторских гонораров. Если в конце XX в. автор детективного романа получал за свой труд 3000-5000 тыс. долл. США, то сейчас авторы бестселлеров могут претендовать на десятки и сотни тысяч долларов СШАhttp://www.businesspress.ru/.

Среди издательской продукции следует выделить специальные издания, к которым относятся книги тактильного восприятияГОСТ Р 51671-2000. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности., напечатанные рельефно-точечным шрифтом Брайля, нотная и музыкальная литература, а также аудиокниги. Главным признаком, отличающим издания, напечатанные рельефно-точечным шрифтом Брайля, от печатных изданий, является их уникальность и специфичность, что можно проиллюстрировать характеристиками книг тактильного восприятия (ТУ 29. 01-44-86):

    • формат: 230x285; 230x295; 230x305 мм;

    • количество полос - 210;

    • количество знаков в строке - 30;

    • количество строк в полосе - 25;

    • количество знаков на полосе - 750;

    • средний объем одной книги - 3,7 уч.-изд. листа;

    • количество книг в одном издании - 8-10;

    • переплет - тип № 5;

    • масса 1 <?xml version="1.0"?>
бумаги - 160 г;

    • примерный вес одной книги 1100-1400 г.

Выпуск книг тактильного восприятия является затратным производством, что во многом связано с небольшими тиражами, которые составляют от 300 до 350 экземпляров для школьных учебников и от 110 до 200 экземпляров - для художественной, детской, научно-популярной, справочной и специальной литературы.

В РФ изданием книг тактильного восприятия, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Брайля, занимаются: ООО «МИПО РЕПРО»; ВОС «Чтение», Санкт-Петербург; ИПТК «Логос».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.11.95 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» издание книг тактильного восприятия осуществляется на основе государственного заказа.

Анализ потребительского спроса показывает, что с учетом всех категорий пользователей книг тактильного восприятия число незрячих активных читателей в России составляет примерно 50 тыс. человекhttp://www.faprnc.ru/ Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.. Реализация этих изданий не вызывает серьезных проблем.

Организация выпуска нотной и музыкальной литературы имеет некоторые особенности. Прежде всего, для создания и редактирования данной продукции используются не издательские редакторские программы, например Adobe PageMaker, а нотаторы, позволяющие набирать как нотный, так и буквенный текст. Программы компьютерной нотации позволяют не только набирать, свободно изменять и форматировать, но и воспроизводить, проигрывать набранный нотный текст. Причем текст может быть очень высокой степени сложности. Самыми известными программами-нотаторами являются Finale 2011, Cakewalk Overture 4, Sibelius 6.

Издание нотной и музыкальной литературы в РФ находится в кризисном состоянии. Тиражи по сравнению с 1980-ми гг. упали в десятки раз, новые сложные издания почти не выпускаются, в основном осуществляются переиздания, выходят также песенники, темники и самоучители. Клавиры, партитуры, оперные и хоровые произведения издаются в ограниченном количестве и только на заказной основе. Многие нотные издательства обанкротились. Причин такого положения несколько:

    • развал старой, отлаженной системы распространения нотных изданий;

    • сокращение рынков сбыта;

    • интеллектуальное «пиратство»;

    • низкая покупательная способность населения и платежеспособность учреждений культуры;

    • отсутствие налоговых льгот и поддержки со стороны государства.

Рентабельность нотных изданий одна из самых низких, если взять весь медиакластер в целом. Библиотеки очень редко обновляют свои фонды. При малых тиражах и соответственно небольших гонорарах авторы не издают свои труды в РФ, а предпочитают находить издателей в странах Западной Европы.

Аудиокниги имеют существенные преимущества перед печатными изданиями:

    1) позволяют услышать ранее прочитанные книги;

    2) дают возможность познакомиться с новыми произведениями в формате аудиокниги при отсутствии времени на их прочтение;

    3) обладают низкой себестоимостью изготовления;

    4) обладают высокой степенью адаптируемости к традиционным каналам реализации книжной продукции.

В выпуске аудиокниг помимо традиционных специалистов издательства участвуют режиссеры, звукооператоры, композиторы (если аудиокнига с музыкальным сопровождением), артисты-исполнители. Для аудиокниги разрабатывается упаковка, на которой указываются издательство, студия-разработчик и информация о технических и художественных свойствах аудиокниги. Следует отличать аудиокниги от электронных изданий и компьютерных программ, синтезирующих речь по введенному тексту.

Согласно данным Ассоциации аудиоиздателей США, рост продаж аудиокниг в мире ежегодно составляет 6-10%, не так давно была преодолена планка продаж в 1 млрд. долл.http://www.audiopub.org/ В европейских книжных магазинах на долю аудиокниг приходится 10-15% продаж. При издании мировых книжных бестселлеров одновременно с ними на рынок поставляют и их аудиоверсии.

Рынок аудиокниг в России все еще отличается скромными масштабами. По оценкам экспертов АМИКО, годовой объем продаж аудиокниг в России в 2009 г. находился на уровне примерно 10 млн. долл.http://www.bsplan.ru/

Удельный вес аудиокниг в продажах интернет-магазина «Ozon.ru» в денежном выражении в 2007 г. был менее 2%, в 2008 г. - 3-4%http://www.ozon.ru/. В обычных магазинах доля продаж аудиокниг не выше 1,2%http://www.top-kniga.ru/. Самыми востребованными являются аудиокниги для детей, аудиокурсы для изучающих иностранные языки и бизнес-пособия.

Первыми в России производство аудиокниг начали в 2002 г. ООО «МедиаКнига», ООО «СиДиКом» и ООО «Ардис». В настоящее время в РФ более тридцати издательств выпускают аудиокнигиhttp://www.ardisbook.ru/.

Собственными подразделениями по выпуску аудиокниг располагают: издательская группа ООО «АСТ», издательство ООО «Рос-мэн». В 2007 г. издательство ООО «Эксмо» приобрело 51 % акций бизнес-направления аудиокниг ООО «СиДиКом»http://www.eksmo.ru/.

Маркетинговый анализ рынка аудиокниг, проведенный специалистами издательства ООО «Манн, Иванов и Фербер», показал, что аудиокниги и печатные издания могут рассматриваться как товары-субститутыhttp://mann-ivanov-ferber.ru/. Потребитель выбирает удобную для себя форму, но при этом покупка одного вида книги не отменяет возможности покупки другого. Например, многие приобретают аудиокнигу после прочтения печатного издания или делают эти покупки параллельно.

Распространение книжных изданий имеет разнообразные формы и осуществляется различными организациями.

Книготорговая сеть (сбытовая сеть, сетевой книжный магазин) - совокупность книготорговых организаций, расположенных на конкретной территории и находящихся под общим управлением. Книготорговые сети, как правило, для сокращения затрат на обращение применяют общие схемы расположения книг в торговых залах книжных магазинов и используют один или несколько складов на обслуживаемых территориях для снабжения книжных магазинов издательской продукцией.

В настоящее время на российском рынке книжных изданий наблюдается процесс создания многопрофильных объединений, включающих издательские, книготорговые, полиграфические и другие организации (например, ООО ИГ «АСТ», ООО «Эксмо», ООО «Олма-Пресс»). Общее число стационарных розничных книготорговых точек в РФ составляет 3400 единиц и не меняется на протяжении последних 5-6 лет. Наибольший объем продаж книжной продукции приходится на независимые книжные магазины (42% в стоимостном выражении). На долю книготорговых сетей приходится 24% объема продаж книжной продукции (в стоимостном выражении)Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой аналитический доклад / под общ. ред. В.В. Григорьева. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011..

В России насчитывается около 15 сетевых книжных магазинов. Среди книготорговых сетей по объемам и темпам роста продаж выделяются «Книгомир», «Лас-Книгас», «Литера», «Пиши-Читай» (владелец ООО «Топ-Книга»), «Буква», «От А до Я» (владелец издательская группа «АСТ»), «Новый книжный», «Буквоед», «Читай-город» (владелец ООО «Эксмо»). Необходимо отметить, что книготорговая сеть является результатом вертикальной интеграции, так как большая ее часть находится под контролем издательств или оптовых книготорговых организаций.

Оптовая книготорговая организация - организация книжной торговли, выполняющая функции консолидации тиражей издателей, их хранения и дробления с целью дальнейшей реализации не конечному потребителю, а розничным или оптовым книготорговым организациям.

Лидером российского рынка распространения книг является ООО «Топ-Книга», которое контролирует около 15% объема продаж книг в России, заметно опережая своих ближайших конкурентовhttp://www.top-kniga.ru/. ООО «Топ-Книга» имеет самую обширную сбытовую сеть среди российских книготорговых организаций - свыше 500 торговых точек в более чем 160 городах, расположенных на территории всех федеральных округов.

Более 12% объема продаж (в стоимостном выражении) в структуре распространения книжных изданий приходится на долю торговых центров товаров повседневного спроса. Многие специалисты видят возможность привлечения широкого круга потребителей в увеличении доли продаж через супермаркеты и магазины-склады. Магазин-склад (cash carry) - торговый объект, осуществляющий оптовую продажу товаров мелкими партиями субъектам хозяйствования методом самообслуживания, как правило, за наличный расчет с минимальной торговой надбавкой.

Розничная торговля книгами считается не слишком прибыльным видом деятельности в РФ. С одного квадратного метра торговой площади книжный супермаркет приносит вдвое меньше доходов, чем продуктовый, при равных затратах на оборудование. Уровень рентабельности продаж колеблется от 7 до 15%http://www.businesspress.ru/.

Рынок издательской продукции России сосредоточен в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Основные центры - Москва и Санкт-Петербург. Развитие рынка издательской продукции в регионах происходит достаточно медленно. В России на 40-45 тыс. населения в среднем приходится один книжный магазин, в то время как в большинстве европейских стран этот показатель составляет 10-15 тыс.

Лидером среди регионов после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству книжных магазинов являются Самара и Самарская область - здесь насчитывается около 120 магазинов, из которых 89 - независимые книжные магазиныhttp://www.businesspress.ru/. Относительно развита розничная сеть в Челябинской области - 55 магазинов. Необходимо отметить и Новосибирскую область, где достаточно много книжных магазинов. В указанных регионах большинство книжных магазинов сосредоточено в областном центре, а на долю малых городов приходится максимум 10-15% от всего количества магазинов областиhttp://www.top-kniga.ru/.

Серьезной проблемой на пути развития системы распространения издательской продукции является то, что до читателя доходит не более 62% всей выпущенной продукцииhttp://www.businesspress.ru/, остальная продукция отправляется на переработку или передается бесплатно в библиотеки, школы и т. п. по благотворительным программам. Это связано с тем, что книги, которые не пользуются спросом, не могут долгое время храниться на складах, так как новые книжные издания также нуждаются в складских помещениях.

Существуют и более глобальные проблемы. Происходит постепенное снижение читательского спроса, социальный статус книги падает. Согласно данным социологических опросов, проведенных в 2010 г. ВЦИОМ, доля россиян, не читающих книги совсем, составила 37% населения РФ, активно читающих - 23%. Россияне на чтение книг тратят 7,1 часа в неделю и по этому показателю занимают шестое место в мире после Индии, Таиланда, Китая, Филиппин, Египтаhttp://www.drgroup.ru/.

Одновременно с этим на рынке издательской продукции РФ наблюдается кризис перепроизводства. Издательства, стремясь удовлетворить угасающий спрос покупателя, расширяют ассортимент книжной продукции, книготорговые сети в свою очередь работают на пределе своих возможностей и не в состоянии пропустить больший объем продукции. Как следствие - затоваривание и снижение тиражей выпускаемых книг.

Сегмент интернет-магазинов по продаже книг в настоящее время недостаточно развит, так как доля продаж книг через Интернет составляет 6% от общего оборота книжной торговли. Доля книжных интернет-магазинов в общем количестве торговых организаций - около 10%http://pro-books.ru/sitearticles/10155. Наиболее известные книжные интернет-магазины России - «Озон», «Болеро», «Books.ru», «Библио-Глобус», «Библион».

Самым крупным интернет-магазином, в котором издательская продукция занимает основную долю ассортимента и объема продаж, является «Озон». Его ассортимент включает 500 тыс. наименований - как имеющихся на складе, так и печатающихся «по требованию» (книга печатается по заказу покупателя в единственном экземпляре). Кроме того, «Озон» первый предоставил покупателям сопутствующие услуги: экспресс-доставку (на следующий день после заказа) по Москве в пределах МКАД и возможность оплатить покупку при помощи потребительских займов.

Другим крупным интернет-магазином является книжный магазин «Болеро», входящий в интернет-холдинг eHouse. «Болеро» - один из лидеров по доставке книжной и мультимедийной продукции. Магазин осуществляет доставку заказов в страны ближнего (СНГ и страны Балтии) и дальнего зарубежья с помощью международной наземной почты и авиапочты.

Интернет-магазины используют различные способы доставки заказов потребителям: курьерская доставка, экспресс-почта, самовывоз. У книжной интернет-торговли есть особенности, которые присущи этому типу торговли. По сравнению с другими товарами, реализующимися через Интернет, книга - достаточно дешевый товар и в то же время очень удобный с точки зрения логистики.

На современном этапе развития интернет-торговля в РФ столкнулась с рядом проблем, среди которых:

    1) сложность организации доставки книги конечному потребителю (организация собственной логистической службы достаточно затратна, а использование услуг сторонних организаций невыгодно);

    2) информационная проблема (при наличии огромного ассортимента издательской продукции и повторяющихся позиций отсутствует единый формат обмена данными между издательствами и независимыми интернет-магазинами; неоднозначность применяемых издательствами штрихкодов приводит к тому, что многие интернет-магазины вынуждены самостоятельно заниматься описанием и идентификацией книг).

Для стимулирования продаж и привлечения внимания потребителей издательства вынуждены искать новые формы взаимодействия с покупателями. Практикуется объединение кафе и книжных магазинов, когда на территории книжного магазина открывается кофейня для посетителей (например: книжная сеть «Буква» - сеть кафе «Кофе-Хауз», книжный магазин «Букбери» - сеть кофеен «Шоколадница»). ООО «Топ-книга» развивает сеть гипермаркетов «Лас-Книгас», где есть интернет-кафе, кафе и детская площадка. Такой прием часто используется в иностранных книжных сетях и отдельных магазинах, он давно и хорошо зарекомендовал себя.

Еще один способ продвижения книжной продукции - совмещение продаж книг, аудио- и видеопродукции. В 2005 г. книжный магазин «Снарк» открыл первый магазин своей новой сети «От буквы до цифры», в ассортименте которого 50% приходится на аудиопродукцию и 50% - на печатную книжную продукцию.

Совмещение различных вариантов торговли и предоставления услуг в одном магазине в последнее время часто практикуют организации, работающие на рынках, где уже нет стремительного роста объемов продаж, а конкуренция только усиливается. Однако при использовании различных вариантов торговли и предоставления услуг в одном магазине следует иметь в виду, что затраты на организацию дополнительных услуг для покупателей значительны, а окупаются они медленно.

Система регулирования издательской деятельности включает государственное регулирование издательской деятельности и систему саморегулирования рынка.

Государственное регулирование издательской деятельности осуществляется по следующим направлениям:

    1) регулирование взаимоотношений издательства с автором посредством принятия нормативных актов и организации системы их правоприменения;

    2) введение стандартов книгоиздания;

    3) прямая государственная поддержка производства определенных видов издательской продукции;

    4) система государственных заказов издательской продукции.

Государственное регулирование подразумевает нормативное закрепление отношений издательств с авторами (см. главу 4 пособия). В области регулирования авторского права Российская Федерация опирается на международный опыт. Гражданский кодекс (ч. 4), который является основополагающим источником авторского права в РФ, содержит все ключевые положения Женевской конвенции об авторском праве (1952) и Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1886).

Система стандартизации в издательской деятельности решает проблемы взаимодействия и оптимизации взаимосвязей издательств, полиграфических предприятий, организаций книжной торговли и библиотек, а также является важным элементом в системе управления качеством издательской продукции. Деятельность в области стандартизации обеспечивает:

    • совершенствование фонда отечественных нормативных документов по стандартизации в издательском и библиотечном деле;

    • унификацию классификации и кодирования печатной продукции;

    • единство понятийного и терминологического аппарата, применяемого субъектами издательского дела во взаимодействии с библиотеками и органами государственного управления всех уровней;

    • сближение статуса отечественных и международных стандартов в сфере информационного обмена данными;

    • развитие информационных технологий.

Среди основных стандартов, применяемых в издательской деятельности, можно выделить следующие:

    ГОСТ Р 7.0.1-2003. Издания. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления.

    ГОСТ Р 7.0.3-2006. Издания. Основные виды. Термины и определения.

    ГОСТ Р 7.0.4-2006. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления.

    ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

    ГОСТ Р 7.0.6-2008. Международный стандартный номер издания музыкального произведения. Издательское оформление и использование (ISMN).

    ГОСТ Р 7.0.7-2009. Статьи в журналах и сборниках. Издательское оформление.

    ГОСТ Р 7.0.53-2007. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование и издательское оформление (ISBN).

    ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

    ГОСТ 7.56-2002. Издания. Международная стандартная нумерация сериальных изданий (ISSN).

    ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения.

    ГОСТ 7.76-1996. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения.

    ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.

    ГОСТ 7.81-2002. Статистический учет выпуска непериодических, периодических и продолжающихся изданий. Основные положения.

    ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

    ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.

    ГОСТ 7.84-2002. Издания. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления.

    ГОСТ 7.86-2004. Издания. Общие требования к издательской аннотации.

Прямая государственная поддержка производства определенных видов издательской продукции осуществляется через соответствующий орган исполнительной власти, т. е. через Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, образованное 9 марта 2004 г. Указом Президента Российской Федерации № 314, осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям осуществляет свои полномочия в области издательской деятельности по следующим направлениямhttp://www.fapmc.ru/:

    1) оказание на конкурсной основе государственной поддержки производства и распространения социально значимой продукции СМИ, создания в сети Интернет сайтов, имеющих социальное или образовательное значение;

    2) участие в разработке и проведении мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области:

    печатных средств массовой информации, информационного обмена, распространения периодических печатных изданий, развития и поддержки печатных СМИ,

    книгоиздания и пропаганды чтения и книги;

    3) проведение измерений аудитории электронных средств массовой информации; анализ тиражей печатных средств массовой информации;

    4) экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждение экономических показателей их деятельности, проведение в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

    5) осуществление функции госзаказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов;

    6) организация конгрессов, конференций, семинаров, выставок и других мероприятий в сфере печати, издательской и полиграфической деятельности, в области электронных средств массовой информации;

    7) мониторинг состояния рынка печатных СМИ, включая его количественные, финансовые, рекламные и другие показатели, подготовка и публикация ежегодного аналитического доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати в ... году. Состояние, проблемы и перспективы развития»;

    8) предоставление субсидий за счет федерального бюджета в сфере электронных средств массовой информации.

Роспечать оказывает поддержку определенным издательским организациям, выпускающим социально значимую издательскую продукцию, а также издательскому рынку в целом в рамках федеральных целевых программ.

Система государственных заказов издательской продукции обеспечивает потребности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в продукции, необходимой для осуществления их функций и полномочий, для исполнения международных обязательств и реализации межгосударственных целевых программ. Государственный заказ в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Государственные заказы размещаются на утвержденных Правительством РФ электронных торговых площадках путем проведения открытых аукционов в электронной форме. Извещение об организации электронного аукциона, а также иная информация о ходе его проведения и результатах размещается непосредственно на электронных площадках. В таких условиях до завершения аукциона неизвестно, кто участвует в торгах, что в значительной степени обеспечивает конкуренцию, уменьшает возможность коррупции.

По сравнению с обычными аукционами и конкурсами электронные имеют следующие преимущества:

    • небольшие сроки проведения процедур;

    • экономия бюджетных средств;

    • прозрачность и открытость процесса закупок;

    • конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;

    • равные права всех поставщиков товаров;

    • возможность участия в торгах из любой точки мира;

    • высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;

    • доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти в область государственных закупок.

В современных условиях экономического развития государство постепенно вытесняется из издательской деятельности. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям не оказывает существенного влияния на деятельность издательств. На издательском рынке действуют общественные организации, которые занимаются саморегулированием издательской деятельности, вырабатывают правила поведения и корпоративную этику для всех участников издательского рынка.

Особое место в системе саморегулирования издательского рынка занимает некоммерческая профессиональная организация Ассоциация книгоиздателей России (АСКИ), созданная по инициативе издателей 17 апреля 1990 г. АСКИ объединяет свыше двухсот издательских организаций различных форм собственности и является полномочным представителем РФ в Международной ассоциации издателей. Основным направлением деятельности АСКИ является защита общих прав и интересов российских книгоиздателей, координация их деятельности по созданию условий для развития и совершенствования отечественного книгоиздания. АСКИ представляет и отстаивает экономические, юридические, профессиональные и иные интересы членов Ассоциации в органах государственной власти, воздействует на общественное мнение, добиваясь принятия протекционистских законодательных актов и приведения российских законов в соответствие с международным правом.

Правление АСКИ, членами которого являются руководители крупнейших издательств страны, постоянно ищет новые формы сотрудничества с издательствами, направленные на совершенствование условий их деятельности.

С 1991 г. в рамках АСКИ проводится ежегодный, пользующийся авторитетом среди издателей конкурс «Лучшие книги года», основная цель которого - популяризация, сохранение и развитие отечественной культуры книгоиздания, поддержка новаторских творческих идей издательских коллективов. В рамках конкурса, наряду с премиями АСКИ, присуждаются премии Комитетов Госдумы, Союза журналистов России, Российского книжного союза, Министерства обороны, Торгово-промышленной палаты РФ, Российского профсоюза работников культуры, ЮНЕСКО, Генеральной дирекции международных книжных выставок и ярмарок, Российской книжной палаты и др.

Еще одним важным элементом саморегулирования книжного рынка является Ассоциация книгораспространителей независимых государств (АСКР). В рамках своей деятельности по регулированию издательского рынка АСКР осуществляет:

    1) защиту прав и интересов книготорговых организаций;

    2) формирование корпоративной среды издателей и распространителей книжной продукции;

    3) сотрудничество с книготорговыми организациями и издательствами стран СНГ в области книгообмена;

    4) развитие отношений с другими саморегуляторами издательского рынка;

    5) распространение эффективных технологий и новых методов работы в книгораспространении, изучение и обобщение современных форм функционирования книжного рынка.

Особое место в саморегулировании издательского рынка занимает Межрегиональная ассоциация независимых полиграфистов (МАП), в состав которой входят около ста крупнейших полиграфических организаций, а также региональные объединения полиграфистов из более чем пятидесяти регионов РФ.

Свою деятельность МАП строит в соответствии с учетом складывающейся на рынке полиграфических работ ситуации. С позиции коллективного органа МАП отстаивает интересы полиграфистов в органах законодательной и исполнительной власти. Основными задачами МАП являются реализация мер по повышению конкурентоспособности отечественных полиграфических предприятий, проведение информационно-рекламных кампаний среди потенциальных заказчиков, выработка корпоративных решений, в том числе по ценовой политике, содействие предприятиям в привлечении инвестиций и в реализации прогрессивной технической политики, подготовка и повышение квалификации кадров.

МАП оказывает содействие предприятиям в решении вопросов диверсификации производства, структурных преобразований, акционирования и приватизации, систематически проводит форумы, конгрессы, конференции, симпозиумы и «круглые столы» по актуальным проблемам развития издательско-полиграфической деятельности. МАП является также основным организатором международных полиграфических выставок в Москве: «ПолиграфИнтер», «DigiPrintMedia», «ПолиграфТех».

© Центр дистанционного образования МГУП