Московский государственный университет печати

Глайсснер О.Ю., Шеметова Е.П.


         

УПРАВЛЕНИЕ ПРАВАМИ В КНИГОИЗДАНИИ

Конспект лекций


Глайсснер О.Ю., Шеметова Е.П.
УПРАВЛЕНИЕ ПРАВАМИ В КНИГОИЗДАНИИ
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Раздел 1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВАМИ В КНИГОИЗДАНИИ

1.1.

Тема 1. Основные понятия и принципы в системе охраны авторского права

1.1.1.

Лекция 1. Понятийно-категорийный аппарат: основные понятия, термины и определения

1.1.1.1.

Понятие авторского права

1.1.1.2.

Субъекты и объекты управления в авторском праве

1.1.1.3.

Классификация объектов авторского права

1.1.1.4.

Субъекты авторского права

1.1.1.5.

Условия признания авторства, его презумпция

1.1.1.6.

Имущественные и неимущественные права автора

1.1.1.7.

Знак охраны авторского права

1.1.1.8.

Срок действия авторского права

1.1.1.9.

Понятие «общественного достояния»

1.1.1.10.

Объекты, не охраняемые авторским правом

1.1.1.11.

Вопросы для самопроверки

1.1.2.

Лекция 2. Формы и условия уступки прав в книгоиздательском бизнесе

1.1.2.1.

Формы уступки прав

1.1.2.2.

Лицензионный авторский договор

1.1.2.3.

Договор об отчуждении исключительного права на произведение

1.1.2.4.

Авторский договор заказа

1.1.2.5.

Издательский лицензионный договор

1.1.2.6.

Лицензионное соглашение с обществом по коллективному управлению правами

1.1.2.7.

Требования к договорам о передаче прав

1.1.2.8.

Исполнение лицензионного договора. Основные обязанности лицензиара и лицензиата

1.1.2.9.

Вопросы для самопроверки

1.1.3.

Рекомендуемая литература к теме 1

1.1.4.

Примерные темы кейсов и контрольных работ к теме 1

1.2.

Тема 2. Международная практика защиты авторских прав: история и современность

1.2.1.

Лекция 3. История международных конвенций в сфере авторского права

1.2.1.1.

Авторское право до IX века

1.2.1.2.

Предпосылки международной охраны авторского права в Европе

1.2.1.3.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

1.2.1.4.

Всемирная конвенция об авторском праве

1.2.1.5.

Вопросы для самопроверки

1.2.2.

Лекция 4. Современное правовое регулирование авторского права в России и за рубежом

1.2.2.1.

Национальные законодательства в сфере авторского права

1.2.2.2.

Международные организации, осуществляющие контроль над охраной авторских прав

1.2.2.3.

Противоречия национальных и международных правовых норм в сфере авторского права и практика их урегулирования

1.2.2.4.

Вопросы для самопроверки

1.2.3.

Рекомендуемая литература к теме 2

1.2.4.

Примерные темы кейсов и контрольных работ к теме 2

2.

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВАМИ В КНИГОИЗДАНИИ

2.1.

Тема 3. Заключение сделок о покупке и продаже прав

2.1.1.

Лекция 5. Покупка прав на использование произведения

2.1.1.1.

Формирование договорного издательского портфеля

2.1.1.2.

Критерии принятия решения о покупке прав

2.1.1.3.

Заключение договора с иностранным издательством: стандарты мировой практики

2.1.1.4.

Аукцион

2.1.1.5.

Вопросы для самопроверки

2.1.2.

Лекция 6. Продажа прав на использование произведения за рубежом

2.1.2.1.

Исследование зарубежного рынка

2.1.2.2.

Контакты с иностранными издательствами

2.1.2.3.

Современные стратегии и техники продаж

2.1.2.4.

Отслеживание исполнения условий договора. Расчеты с авторами

2.1.2.5.

Вопросы для самопроверки

2.1.3.

Рекомендуемая литература к теме 3

2.1.4.

Примерные темы кейсов и контрольных работ к теме 3

2.2.

Тема 4. Организация работы по исполнению издательского договора

2.2.1.

Лекция 7. Исполнение договора с отечественным автором

2.2.1.1.

Вопросы для самопроверки

2.2.2.

Лекция 8. Особенности выпуска издания иностранного автора

2.2.2.1.

Что можно, а что нельзя изменить в лицензионном издании

2.2.2.2.

Адаптация издания на отечественном рынке

2.2.2.3.

Международные требования к изданию переводной литературы

2.2.2.4.

Работа с рекламациями партнера

2.2.2.5.

Вопросы для самопроверки

2.2.3.

Рекомендуемая литература к теме 4

2.2.4.

Примерные темы кейсов и контрольных работ к теме 4

3.

Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВАМИ В КНИГОИЗДАНИИ

3.1.

Тема 5. Маркетинг в управлении правами

3.1.1.

Лекция 9. Издательский портфель как маркетинговый инструмент

3.1.1.1.

Вопросы для самопроверки

3.1.2.

Лекция 10. Позиционирование произведений отечественных и зарубежных авторов

3.1.2.1.

Мероприятия по продвижению книги

3.1.2.2.

Привлечение автора к продвижению книги

3.1.2.3.

Особенности позиционирования издания иностранного автора

3.1.2.4.

Вопросы для самопроверки

3.1.3.

Рекомендуемая литература к теме 5

3.1.4.

Примерные темы кейсов и контрольных работ к теме 5

3.2.

Тема 6. Экономические аспекты управления правами

3.2.1.

Лекция 11. Экономика издания на стадии планирования

3.2.1.1.

Обоснование финансовой целесообразности издательского проекта

3.2.1.2.

Калькуляция оптимального тиража

3.2.1.3.

Технологии предварительной оценки целесообразности проекта

3.2.1.4.

Составление сметы издания

3.2.1.5.

Составление первичного «бизнес-плана» издательского проекта

3.2.1.6.

Финансовые аспекты управления правами

3.2.1.7.

Вопросы для самопроверки

3.2.2.

Лекция 12. Экономические аспекты лицензионного договора

3.2.2.1.

Условия лицензирования изданий

3.2.2.2.

Вопросы для самопроверки

3.2.3.

Рекомендуемая литература к теме 6

3.2.4.

Примерные темы кейсов и контрольных работ к теме 6

4.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Образец договора на приобретение авторских прав

5.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. Образец договора на продажу авторских прав (на английском и русском языках)

6.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. Образец договора на приобретение авторского права и таблицы учета приобретенных лицензий и выплат авторского вознаграждения

6.1.

License agreement

6.2.

ПОДРОБНАЯ СМЕТА ЗАТРАТ НА ИЗДАНИЕ

6.3.

ФИНАНСОВАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОЕКТА*

УДК 347.78:655.4/.5
ББК 76.17
   Г52

Глайсснер О.Ю., Шеметова Е.П.

УПРАВЛЕНИЕ ПРАВАМИ В КНИГОИЗДАНИИ: Конспект лекций / О.Ю. Глайсснер, Е.П. Шеметова; Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова
М: МГУП имени Ивана Федорова2013.  110 с.  50 экз.

Для студентов, обучающихся по направлению 035000.68 - Издательское дело

Рецензенты: Б.А. Кузнецов, доцент кафедры ИДИР МГУП имени Ивана Федорова; С.А. Филипенко, старший преподаватель кафедры ИДИР МГУП имени Ивана Федорова



В авторском курсе «Управление правами в книгоиздании» излагаются вопросы управления современной практикой регулирования правовых отношений между издателями и лицами, обладающими лицензионными правами на литературные произведения. Курс рассматривает практику правовых отношений как с отечественными, так и с зарубежными правообладателями и охватывает ее правовые и организационные, экономические и культурные аспекты.

Для студентов и магистрантов вузов, обучающихся по направлению 035000.68 «Издательское дело», а также для преподавателей дисциплин «Авторское право» и «Организация управления международной деятельностью в издательском бизнесе», менеджеров по правам издательских структур.



Печатается в авторской редакции.

ISBN 978-5-8122-1233-9

© Глайсснер О.Ю., Шеметова Е.П., 2013
© Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова, 2013

© Центр дистанционного образования МГУП